Награжден специальным призом "Лiстапад" (1999)
Награжден почетным знаком "За значительный личный вклад в развитие белорусской
культуры" (2000)
Награжден специальным призом "Лiстапад" (2001)
Начало
Петр Юрченков родился 8 июля 1951 в Бресте, в простой белорусской семье. В
школьные годы все свободное время будущий актер проводил
на занятиях школьного драмкружка, который стал посещать уже с младших классов.
Его первыми зрителями были его школьные друзья.
Учился же парень средне, если не сказать плохо, особенно трудно давалась математика
с ее "многочисленными цистернами, в которые то вливались, то выливались тонны
воды", и вечно движущиеся из пункта "А" в пункт "В" поездами.
Но твердое желание поступать именно в театральный институт все же взяло верх над
троечным аттестатом о среднем образовании.
В 1973 году, окончив актерский факультет, мастерскую Игоря Таланкина во ВГИКе,
Петр Юрченков был принят на службу в драматический театр Минска. На прославленной
сцене родного театра актер сыграл много и больших, и маленьких ролей. А за исполнение
"лучшей мужской роли" в спектакле "Филумена Мартурано" он
был удостоен в 1999 году на VI Международном кинофестивале стран содружества независимых
государств и Балтии приза "Лiстапад". Также была не менее значимая роль
и постановке "Поле битвы".
Кино
В кино талантливый актер стартовал в роли второго плана на родной киностудии
"Беларусьфильм" у режиссера Игоря Добролюбова в приключенческом фильме
"Потому что люблю". Потом, после небольшого затишья, талантливого актера
буквально завалили предложениями. Так он снялся у режиссера Леонида Нечаева в
замечательном фильме- сказке "Про Красную Шапочку" с несравненным Евгением
Евстегнеевым и чудным ребенком Яной
Поплавской.
1978 год стал просто рекордным на эпизодические роли Петра Юрченкова на родной
белорусской киностудии: актера пригласил Юрий Чулюкин в военную картину "Поговорим,
брат...", он снялся у режиссера Геннадия Иванова в киноленте "Пуск"
и в киноповести "Расписание на послезавтра" у Игоря Добролюбова. Виктор
Туров пригласил Петра Юрченко исполнить в своем фильме "Точка отсчета"
не только одну из главных ролей, но и выступить в роли звукорежиссера картины,
с чем талантливый актер справился также блестяще.
Объемный и всеохватывающий талант, внутренняя мощь актера позволили создать
ему на экране незабываемые, хотя и не главные образы. Строгий Василий Кравцов
в боевике "Государственная граница. Фильм 2-й: Мирное лето 21-го года...",
и красавец Шнуров в драме "Дублер начинает действовать", и Змогитель
в картине "Черный замок Ольшанский", и Колька в лирической комедии "
Без сына не приходи!", и переводчик при Романо в цыганской драме "Очи
черные" были весьма убедительны в исполнении Петра Юрченкова.
Все 90-е годы роли сыпались на Петра Юрченкова как из рога изобилия. Он ухитрялся
сниматься два, а то и три раза в год. В кинолентах "Живая мишень", "Нет
чужой земли" и "Житие Александра Невского" в 1990 году.
В драме "Белое озеро" и ставшей знаковой для актера роли Петра Степановича
Верховенского у режиссера Игоря Таланкина в экранизации романа Федора Достоевского
драме "Бесы" в 1992 году. Отснявшись в одной картине, актер мчался на
съемки другой. Мелодрама "Лето любви", картина "Сон в начале тумана"
и легенда "Шляхтич Завальня или Беларусь в фантастических рассказах "
– и это только в одном 1994 году!
Петр Юрченков умело показывал своих героев с неожиданной для зрителя точки
зрения, при этом, совсем не изменяя замысла образа, созданного сценаристом. Всем
его героям свойственна именно его, Юрченковская стать. И в детективе "В августе
сорок четвертого", и в мелодраме "Поводырь", такой и Свечной в
криминальной картине "Киднеппинг".
Петр Петрович Юрченков - красивый мужчина, внимательный муж, заботливый отец….Это,
наверное, про таких как он всегда говорят: "просто нормальный мужик"…
Автор - Дмитрий Сталкер
Использованные материалы:
Энциклопедия Кино Кирилла и Мефодия, версия 2002 года