Фильмография:
1991 Австрийское поле
1992 Мы едем в Америку
1994 Железный занавес
1994 Секрет виноделия
1995 Время печали еще не пришло
1995 Особенности национальной охоты
1995 Трофим
1995 Эликсир
1996 Операция «С Новым годом»
1998 Особенности национальной рыбалки
1998 Содержанка
1999 Болдинская осень
2000 Особенности национальной охоты в зимний период
2000 Убойная сила-2
2001 Убойная сила-3
2002-2003 Убойная сила-4
2002 Русский спецназ
2002 Не делайте бисквиты в плохом настроении
2003 Особенности национальной политики
2003 Убойная сила-5
2004 Спецназ по-русски 2
2004 Наваждение
2004-2005 Осторожно, Задов!
2005 Фредерик, или Бульвар преступлений - фильм-спектакль
2005 Убойная сила-6
2005 Небесная жизнь
2005 Мастер и Маргарита
2005 Золотая Медуза
2005 Здравствуйте, мы ваша крыша!
2005 Гибель Империи
2006 Профессор в законе (Украина)
2006 Веселые соседи
2006 1-й Скорый
2007 Особенности национальной подледной ловли, или Отрыв по полной
2007 Месть - искусство
2007 Закон зайца
2007 Возвращение блудного мужа
2008 Про Любовь (Россия-Украина)
2008 Ответь мне
2008 Красота требует...
2010 Вкус Америки / Funeral Party (США)
2010 Демоны
2010 Демон и Ада
2010 Месть - искусство
2011 Дети портят отношения - фильм-спектакль
2012 Вождь разнокожих
2012 Чкалов
2012 Одноклассники.ру: наCLICKай удачу
2012 Заказ на одного
2012 День додо
2012 Zолушка
2013 Шерлок Холмс
2014 Кавказская пленница!
2015 Великая
2016 Можно попросить Нину? - короткометражный
2016 Вышибала
2017 Беглец
2017 Первый парень на деревне
2018 Светлана
2019 Подкидыш
2020 Гудбай, Америка!
2020 Дайвер
2020 Этаж
2020 Понаехали
2021 Золотые соседи
2021 Бедные Абрамовичи
2022 Замёрзшие
2022 Раневская
2023 Лихач-3
2024 Экстрим
2025 Таганрог
|
СТРУГАЧЕВ
Семен Михайлович
Родился 10.12.1957, ст. Смидовичи Еврейской авт. обл.
Заслуженный артист России (2000)
Детство и юношество
Семен Стругачев родился под Хабаровском в 1957 году, в станции Смидовичи Еврейской
автономной области. Рос без отца, который оставил жену и четверых детей. Потом
переехали в Биробиджан, где Семен воспитывался в интернате. «… Жили мы бедно,
но счастливо, потому что детство есть детство. Не люблю, когда жалуются: "Вот,
мы пережили в детстве то-то и то-то". Нет, я был счастлив».
В школе Семен Стругачев играл в художественной самодеятельности, хорошо пел, за
что его даже называли "биробиджанским соловьем". Он косил под Робертино
Лоретти, это было очень модно, один к одному получалось. Но в переходном возрасте
голос претерпел значительные изменения из-за так называемой «ломки», и «биробиджанский
соловей» перестал таковым быть.
Когда разогнали театр Михоэлса, которым руководила Мира Моисеевна Шименко,
многие актеры приехали в Биробиджан. Профессиональную труппу создать им не разрешили,
и они стали заниматься народным театром. В этом театре и начинал играть наш герой.
В 16 лет он сыграл в пьесе Островского "Свои люди - сочтемся".
Играли мировой репертуар, и Семен решил остаться в театре - такая легкая профессия,
после спектакля все смеются, выпивают, курят … «Мне начали наливать в девятом
классе, курить я тогда же начал. Думал - богема, взрослая жизнь! Откуда я знал,
что это очень тяжелый труд».
Творчество. Театр Ленсовета
История перехода Семена Стругачева в Театр Ленсовета (тогда еще города Ленинграда)
слегка необычна - ,
руководитель Театра Ленсовета, приглашал Семена два раза. В 1984 году актер приехал
помочь на показе одной актрисе. Ему тогда было 27 лет. Владимиров заметил Семена,
пригласил и сказал - через 10 дней быть в театре. Но были сложности с пропиской,
и наш герой поехал менять свою квартиру. Этот процесс растянулся на полгода. Через
полгода, позвонив Владимирову и проговорив в трубку: "Готов!", услышал
в ответ: "Не помню. Покажитесь еще раз". Тогда Семен понял - не судьба.
Однако во второй раз, спустя три года, во время гастролей куйбышевского театра
в Ленинграде, Семен Стругачев вновь приглянулся Игорю Владимирову, но уже сразу
получил приглашение в труппу Театра Ленсовета, где и работает по сей день. Актера
здесь приняли очень хорошо, дали несколько главных ролей. Дебютом же Семена стал
спектакль «Любовь до гроба», который до сих пор, с 1988 года, идет в театре при
полных аншлагах.
Именно после этого дебюта на актера Семена Стругачева обратили внимание. Еще
в антракте спектакля «Любовь до гроба» зрители перешептывались: «Этому актеру,
исполнителю роли Бруно, в кино бы сняться! Был бы второй Луи де Фюнес!».
Кстати, именно Луи де Фюнес был настоящим кумиром актера, в свое время Семен
был в него влюблен и даже несколько подражал ему. Также зарубежными кумирами-комиками
были Чарли Чаплин и Пьер Ришар, а из наших трагикомиков он очень любил Лебедева,
Ильинского, Евстигнеева, Леонова. «Эти актеры могли дать фору иностранным комикам.
Вообще у нас хорошие артисты. Были, есть и будут. Страна рождает талантливых людей»,
- убежден актер.
Своим учителем, например, считает Андрея Александровича Присяжнюка, Народного
артиста Советского Союза, владивостокского кумира. По признанию самого Семена,
он многое взял от него.
Семен Стругачев обладает потрясающим талантом, который буквально завораживает
зрительный зал, и зрители вместе с актером переживают все перипетии постановки.
В театре говорят: "Да, если Сеня на сцене, вечер будет спокойным, можно отдыхать.
Никто из зрителей не тронется с места, никаких хождений по залу во время спектакля,
все как загипнотизированные..."
«Особенности…»
Настоящую популярность, оглушительный успех Семен Стругачев получил благодаря
фильмам Александра Рогожкина "Особенности национальной охоты" и "Особенности
национальной рыбалки".
… Говорят, что режиссер подбирал актера на роль Левы Соловейчика в свои «Особенности»
по носу. У Александра Рогожкина один артист - тоже с длинным носом (предположительно
Александр Лыков, легендарный Казанова из «Ментов») - то ли отказался, то ли не
смог играть в "Особенностях национальной охоты". И тут оказалось, что
единственный оставшийся актер в Петербурге с длинным носом - это Стругачев. Тем
более, что режиссер Семенов, у которого актер только что снялся в фильме "Время
печали еще не пришло" (роль Саньки Шмуклера), предложил Рогожкину посмотреть
эту картину, после чего актера утвердили.
Семен, как обычно, паясничает: «Все курносые, один Лева носатый! В большом
носе есть особый колорит. А для оператора вообще хорошо: нос сразу перекрывает
полкадра. Много декораций строить не надо. Экономия какая!»
Этот артист с большим носом, что для актера-комика, безусловно, плюс, почти
до сорока лет играл в родном театре почти эпизодические роли французов и прочих
нерусских лиц, пока Рогожкин в своих «Особенностях национальной охоты» не усадил
«иностранца» Стругачева за стол, уставленный бутылками, и не заставил душевно
петь «Черный ворон, что ты вьешься...» И он вдруг обрусел. Трагический монолог
Левы Соловейчика, которого он сыграл, о судьбах родины нельзя слушать без смеха,
равно как и его эмоциональный «допрос» нетрезвого медведя: «Колись, где Серега...»
«Особенности…» снимали как рядовую комедию, даже не предполагая предстоящую
бешеную популярность. Правда, сценарий был очень смешной. Но после выхода фильма
актеры проснулись знаменитыми - их начали приглашать в концерты, спектакли, антрепризы,
телепередачи…
После успеха "Охоты" режиссер решил продолжить эту тему и снять фильм
о рыбалке, а следом еще и "Политику". Возникает резонный вопрос: не
было ли скучно актерам играть дальше? Но между первыми съемками и продолжением
«эпопеи» прошло около четырех лет, актеры стали старше, более узнаваемы на улицах,
у них значительно прибавилось популярности, у каждого из актеров начался новый
виток в жизни. Поэтому сниматься в продолжении было не только не скучно, но и
интересно! «Скажу честно, когда снимался в этом фильме, хотелось, чтобы съемка
не прекращалась вообще. Команда подобралась по-человечески теплая. Костюмеры,
рабочие, звукооператоры... Настолько бережно и с любовь относились друг к другу,
что радость от работы и общения была безумной. После съемок мы расставались со
слезами» - так отзывается Семен об этом времени.
Во время съемок «Особенностей…» с Семеном Стругачевым постоянно происходили
какие-то казусы, не только смешные, но и буквально сопряженные со смертельной
опасностью. Например, на съемках «..Охоты» Семен чуть не утонул, и уже во время
«..Рыбалки» режиссер поостерегся ставить Семена на «водные» сцены, но все же не
обошлось без «страшилок» - был момент, когда одновременно 8 актеров, игравших
в кадре на воде, могли бы лишиться жизни. Спаслись все в самый последний момент.
Определенно с водой у серии «Особенностей» складывались непростые отношения…
Но на съемках "Особенностей национальной охоты в зимний период" тоже
не обошлось без проблем – только уже с воздухом!! Точнее, с высотой. Дело в том,
что актер панически (!) боится высоты, если вы видели фильм, то можете себе
представить, насколько огромную силу воли нужно иметь, чтобы перебороть в себе
этот страх и сыграть довольно опасную сцену полета в кресле над верхушками высоченных
елей!!!
Поднимали актера на кране, 30 м от земли, вокруг летали вертолеты. Но самое главное,
о чем сам актер, кстати, узнал после, – это неувязочка со страховкой. Вернее,
она была, только к креслу его пристраховали, а от кресла еще идут веревки, которые
привязываются к крану. Так вот к крану Семена не подстраховали!!!
Сам актер приравнивает этот свой пресловутый полет к полету в космос, но тогда
чувствовал себя не космонавтом, а подопытными Белкой и Стрелкой. У него действительно,
как и у его героя, кружилась голова, его мутило. «Это было очень страшно, это
неподдельно, так не сыграешь. Вот я могу даже открыть маленькую тайну, что впервые
в жизни мне не пришлось наигрывать».
Потом еще был случай, когда медведь актеру чуть палец не откусил. «Никого не
кусал, а меня цапнул. Антисемит проклятый! Со мной, кстати, постоянно что-то случается,
такое мое еврейское счастье!!» - не перестает шутить Семен.
Семен Стругачев заядлый рыбак, и в «Особенностях национальной рыбалки» из-за
клева у него приходилось останавливать съемки…Как только его отпускали из кадра,
он сразу же хватался за удочку. Но, как назло, начинается клев – и тут кричат:
«Стругачев, в кадр! Стругачев, в кадр!». Рогожкин тоже рыбачить любит, он Семена
понимал и никогда не ругал. Иногда становился рядом. Однажды Семену повезло. Вытащил
большого-большого леща. А у Рогожкина - ничего! «Боже, надо было видеть его лицо!
Рыбацкая зависть - страшная штука! Может быть, поэтому он меня в последнее время
не снимает? Сам виноват! Не надо было большую рыбу таскать!»
Основная идея этих кинохитов, по мнению Семена Стругачева, в том, огромное
разгильдяйство соседствует с большой любовью друг к другу. Гулять так гулять,
любить так любить. Третьего не дано. Если пить, то до умопомрачения, если убивать,
то целые народы. А вот на счет многочисленных вопросов и уже устоявшегося утвердительного
мнения зрителей о том, что актеры именно на этих съемках злоупотребляли спиртным,
то есть по ходу сценария фильма все сцены с возлияниями «добросовестно» исполнялись
с реальным употреблением «от и до» – Семен сразу же выдает опровержение слухам:
«Я не позволяю себе и другим пить на работе, по крайней мере, пока сам режиссер
не заставит чуть-чуть выпить, чтобы глаз был мутный. Как и было в «Особенностях...».
Но в жизни предпочитает хорошую, качественную, дорогую водку всем остальным
напиткам. «Есть вегетарианцы, есть «мясные» люди, есть «рыбные», есть «винные».
Так вот, я «водочный» человек» - с присущим ему юмором сообщает Семен. Но только,
конечно же, в меру – обязательно и непременно.
Другие работы
Словно приклеенный образ Левы Соловейчика поначалу преследовал Семена Стругачева
неотступно. А ведь Семену хотелось раскрыться еще и в других образах, но режиссеры
отвернулись от актера именно из-за популярности Левы Соловейчика. «Я из-за этого
очень страдал. Алексею Герману предложили меня на роль, а он говорит: "Хороший
артист, но как я его возьму? Сразу скажут, что Лева Соловейчик у Германа снимается".
В театре Семен Стругачев соответствует означенному амплуа комика. Но один режиссер
взял и разрушил его. Семен сыграл очень трагическую роль - Франца Кафку в "Западне".
Владимиров предложил польскому режиссеру на эту роль другого артиста. Тот посмотрел
и сказал: "Кафку будет играть этот артист" (показывая на Семена). Ему
говорят: "Это комик". А он отвечает: "Это у вас - комик, а у меня
будет - трагик". И спектакль состоялся. «Тот, кто не видел меня в комедии,
не мог представить, что я могу быть комедийным артистом, - для меня это было лучшей
похвалой» - говорит Семен.
Десятью годами позже «Особенностей…» Семен Стругачев вновь, вполне осознанно
и целенаправленно, вышел за пределы уготованного природой амплуа — в новом фильме
Владимира Бортко «Мастер и Маргарита» он появляется в роли сподвижника Иисуса,
Левия Матфея, одного из четырех евангелистов, который тщательно записывает каждое
слово Учителя. Как у Булгакова Иешуа говорит: «За мной ходит один человек и врет
от себя…»
На пробах к этому фильму гримеры очень плохо, особенно не стараясь, загримировали
Семена, по его собственному мнению, думая, что он все равно не будет утвержден.
Попробовали первую сцену, пошла неплохо. По настоянию режиссера грим был качественно
исправлен, но претендентов было много, и посему две недели актер ходил на «Ленфильм»
и все числился в претендентах. Когда была потеряна последняя надежда, вдруг выяснилось,
что утвержден именно Семен Стругачев. Бортко объяснил так: мол, неожиданный ход,
для многих будет сюрпризом. Съемки сцен с участием Семена проходили в Судаке и
в Болгарии — американцы там что-то снимали про Христа, и декорации были «переданы
по наследству» нашим. Сниматься для Семена было интересно, но и тяжело в физическом
смысле. По сюжету актер носит Иешуа, которого сыграл Сергей Безруков, на руках;
у Семена были вполне серьезные проблемы со здоровьем, но операцию на ключице тогда
ему еще не сделали, когда он его нес, кости хрустели. Но Семен твердо решил
для себя, что должен сыграть Левия Матфея, а потом уже лечиться. В итоге после
окончания съемок пришлось делать в Германии три операции. После «Мастера и Маргариты»
ему стали предлагать серьезные роли, но и от дурачков актер отказываться не собирается.
«Я не стесняюсь быть глупым и смешным: актер должен быть разным и уметь играть
все».
Наряду с ролью Левия Матфея в смене имиджа Семена «приняли участие» роли в
сериалах «Небесная жизнь» и «Вера, Надежда, Любовь». В картине «Небесная жизнь»
он играет израильского летчика, который был сбит над пустыней Сахара, но остался
жив – довольно серьезное, проникновенное кино. Это увлекательная и драматическая
история о вечной любви и растоптанной дружбе, о героизм и предательстве.
А вот из театральных постановок сам Семен Стругачев обращает наше внимание
на спектакль «Фокусник из Люблина», где играет главную роль. Роль Яши Мазура,
фокусника, мага и гипнотизера — своеобразное воплощение вечного образа Дон Жуана.
Сложнейшая роль, драматическая, неоднозначная. Актеру пришлось в короткое время
осваивать настоящие фокусы, на которые у людей уходят годы. С Семеном работали
профессионалы, к примеру Анатолий Сударчиков, Народный артист России. «Но фокусничать
ты можешь на сцене, а в жизни этого делать нельзя. Яша себе позволил и оказался
в тупике, из которого есть только один выход — к совести, к Богу» - философски
рассуждает Семен.
Личная жизнь
Женат Семен с восемнадцати лет. Сейчас у него уже третий брак - с сегодняшней
супругой он познакомился в Самаре, они вместе работали. Таня по профессии тоже
актриса, играла в театре "Эксперимент".
Сейчас воспитывает дочь Евгению. Вместе с Семеном они решили, что с рождением
дочери Таня будет заниматься ребенком и домашним хозяйством, а глава семьи – работать
и зарабатывать. «Но когда мне нужно что-то проверить в роли, я обращаюсь к ней.
Татьяна - человек талантливый, у нее хороший вкус, она мне подсказывает, ведет
по жизни, критикует...»
Семен Стругачев весьма разносторонний человек - играет на 8 (!) музыкальных
инструментах, даже пишет музыку к спектаклям.
Актер любит активный отдых, например, поиграть в футбол.
К охоте он не то чтобы равнодушен, но даже испытывает некие чувства, сродни
отвращению и ненависти. «Пару раз видел, как убивают зверя, и понял: это не для
меня». Это еще раз подтверждает большой талант актера – вспомните, как азартно
его герой охотился вместе с другими в «Особенностях национальной охоты»!!! И ни
тени сомнения или равнодушия к происходящему не было заметно на ярком, запоминающемся
лице Семена.
А вот ни с чем не сравнимая страсть Семена с детства (как уже упоминалось выше),
прямо-таки доводимая до обожания, – это рыбалка. «Главное, чтобы клев был. Никого
нет, тишина... Театр - организм очень шумный, поэтому хочется тишины». Именно
тишина и является, наверное, главной причиной уже сейчас, а не в детстве, потому
что, рассуждая о плюсах и минусах популярности, Семен поведал историю о 10-дневном
отдыхе на море, где он устал как никогда из-за постоянных возгласов: «О! Лева
пошел! Смотри!». Как и любому человеку, актерам необходимо хоть недолгое, но спокойствие,
хоть как-то абстрагироваться от своей популярности. Так что популярность - палка
о двух концах.
Семен Стругачев по своему характеру человек своевольный, где-то непредсказуемый,
но вместе с тем легкий и приятный в общении. Может и похохмить, и вспылить. Такие
перепады настроения вполне свойственны творческим личностям.
Актеру никто никогда в жизни не помогал, он всегда всего добивался сам, как
волк одиночка. Гордость Семена так и не позволила ему обзавестись своим жильем
– мало кто знает, что до сих пор Семен Стругачев вместе с семьей живет в коммуналке.
«… Не могу "прогибаться", улыбаться, когда надо...», - признается актер.
P.S.
Несомненно, популярность к нему пришла. После ролей в «Национальных особенностях»,
«Убойной силе», «Спецназе по-русски» отечественный де Фюнес «засветился» на экране
вовсю. Комические роли принесли Семену Стругачеву широкую популярность, определенный
достаток, но не принесли полного удовлетворения…
На вопрос, в какой части творческого пути актер находится сегодня: пройдена
первая треть, добрался ли до середины или уже виднеется финишная прямая, Семен
Стругачев отвечает: «Наверное, середина. Хотя все время кажется, что все еще впереди.
Но уже много пройдено, многое пережито и многое безвозвратно ушло: возможности,
несыгранные роли. Считаю, что я пока не снялся в фильме, который раскрыл бы меня
как актера» - признается актер. Даже выдал свою заветную актерскую мечту – Король
Лир. «Раньше хотел сыграть Сирано де Бержерака, но теперь он мне не интересен.
Была идея - сделать мюзикл. Но теперь - Лир. Стариков должны играть молодые».
Автор Мила Асланова
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медиа-Сервис-2000");
Вазген Петросян, «Семен Стругачев: Родина - это то место, где хочется умереть»
http://www2.spb.yabloko.ru;
Татьяна Кириллина, «Семен Стругачев: Слухи надо делить на десять» http://www.eg.ru;
Вита Рамм, Владимир Варфоломеев. Интервью с Андреем Федорцовым, Алексеем Булдаковым,
Семеном Стругачевым, Виктором Бычковым, http://www.echo.msk.ru;
Галина Зайцева, «Семен Стругачев: В амплуа комика жить не согласен» http://nv.vspb.ru;
Сергей Виноградов, «Простак-иностранец» Семен Стругачев», Газета "Речь"
№ 192(21612) http://www.izdom.ru;
«Семен Стругачев: Нос довел до «Национальных особенностей..."», Еженедельная
газета "Городской дилижанс" http://www.chelpress.ru;
Владимир Желтов, «Семен Стругачев: «Я нелегально пересек границу» http://smena.ru;
Елена Петрова, «Фокусы Семена Стругачева» http://spb.aif.ru;
Валентин Карелов, «Семен Стругачев: «Охоту терпеть не могу» http://www.sobesednik.ru;
Семен Стругачев: "Как я стал всероссийским пьяницей..." http://www.vsp.ru;
«Водки у нас много…», Агентство «Артефакт», специально для «В» http://old.vladnews.ru
|