Заслуженная артистка РСФСР (1965)
Народная артистка РСФСР (1974)
Мисс шарм Каннского кинофестиваля (1956)
Кавалер Ордена Дружбы (1997)
Начало
Ирина Скобцева родилась 22 августа 1927 года в Туле. Ее семья была далека от
мира кино и театра. Отец Константин Алексеевич работал научным сотрудником Главного
управления метеослужбы, мама Юлия Николаевна была архивным работником. Ирина поначалу
также выбрала для себя стезю научного работника – окончив школу, она поступила
на искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
В студенческие годы девушка увлеклась сценой – стала играть в студенческом театре.
Эта «болезнь» оказалась настолько сильной, что после окончания учебы в университете
Ирина не стала работать по специальности, а поступила в Школу-студию имени Немировича-Данченко
при МХАТе.
Первые роли в кино
Будучи студенткой последнего курса, Ирина Скобцева была приглашена известным
режиссером Сергеем Юткевичем в его экранизацию знаменитой трагедии Шекспира «Отелло».
Юткевич доверил молодой актрисе, в которой увидел сочетание женской изящности
и внутренней эмоциональности, главную женскую роль Дездемоны. А роль Отелло исполнил
уже успевший приобрести известность Сергей Бондарчук.
Школу-студию МХАТ Ирина Скобцева окончила в 1955 году, а фильм «Отелло» вышел
на экраны в марте 1956-го. Картина имела огромный успех, как в Советском Союзе,
так и за рубежом. Ее отметили призами на нескольких международных кинонофестивалях,
в том числе на престижнейшем Каннском фестивале, а сама Ирина Скобцева удостоилась
звания «Мисс шарм Каннского кинофестиваля».
Семья
Совместная работа Ирины Скобцевой с Сергеем Бондарчуком в «Отелло» перевернула
их личную жизнь. Бондарчук развелся со своей первой женой Инной Макаровой и в
1959 году женился на Скобцевой. В 1962 году у них родилась дочь Елена Бондарчук
(впоследствии – актриса кино), а в 1967 году – сын Фёдор Бондарчук (впоследствии
– актер и кинорежиссер).
Кино. 50-е – 80-е годы
После окончания Школы-студии МХАТ Ирина Скобцева в 1957 году стала актрисой
Театра-студии киноактёра, продолжив активно сниматься в кино. Роль Дездемоны наложила
на нее отпечаток лирической героини, однако Скобцева сумела не зацикливаться на
одном амплуа. Она была одинаково убедительна как в картинах классического репертуара
(Шурочка в «Поединке» по Куприну, герцогиня в «Белых ночах» по Достоевскому),
так и в образах современниц (Кира в мелодраме «Обыкновенный человек», Клавдия
Николаевна Новожилова в киноповести «Неповторимая весна»), при этом исполняя и
романтические, и характерные роли.
Определенно этапной в кинокарьере Ирины Скобцевой стала ее роль Элен Курагиной
(Безуховой) в киноэпопее Сергея Бондарчука «Война и
мир» (1965-1967). Актрисе
удалось очень точно воплотить на экране образ очень красивой и ослепительно холодной
светской дамы, лишенной духовности. Заслуженной наградой Ирине Скобцевой стало
присвоение в 1965 году звания Заслуженной артистки РСФСР.
Немало интересных ролей Ириной Скобцевой было сыграно в 70-е и 80-е годы. Появляясь
в главных ролях или в ролях второго плана, она неизменно привлекала внимание зрителей.
Стоит отметить как широкий спектр жанров картин, в которых актриса снималась,
так и широкий диапазон ее героинь. Среди ее самых ярких работ: Клавдия Николаевна
Юшкова в детективе «Человек в проходном дворе», миссис Эвелин Ивенс в научно-фантастическом
фильме «Молчание доктора Ивенса», баронесса Изольда Остенфельзен в приключенческо-шпионском
фильме «Человек в штатском», Лиза Анисимова в мелодраме «Любовь земная», полковой
врач в военном фильме «Они сражались за Родину», профессор Серафима Антоновна
Шувалова в производственной драме «Молодость с нами», миссис Ларк в детском музыкальном
фильме «Мэри Поппинс, до свидания!», Мейдж в драме «Время и семья Конвей» по одноименной
пьесе Пристли.
Свой богатый опыт Ирина Константиновна передавала студентам, работая с 1971
года во ВГИК педагогом актёрского мастерства.
Российский кинематограф
После распада Советского Союза Ирина Скобцева надолго исчезла с киноэкранов.
Вновь в кино она появилась лишь с наступлением нового века, когда начался подъем
российского кинематографа. Перейдя на возрастные роли, актриса стала сниматься
как в фильмах, так и в сериалах. Запомнились ее работы в мелодрамах «Наследницы»
и «Наследницы-2» (Галина Васильевна), сериале «Женская логика» (Света Боброва),
мелодраме «Янтарные крылья» (Елизавета Сергеевна), драме «Артистка» (Варвара Фоминична),
исторической драме «Золото» (Татьяна Власьевна Брагина) и ряде других фильмов.