Алексей Миронов родился 3 января 1924 года, на Маломосковской улице, между
лесом Сокольники и Ярославским рынком. На Ярославском рынке до войны был маленький
зверинец и там выступал клоун - это очень волновало мальчика.
Однажды он со школьным другом сделал клоунаду, и их тепло приняли. С тех пор
в школе Алексей Миронов переиграл всего Чехова: и «Медведя», и «Толстого и тонкого»,
и «Хирургию». А потом была театральная студия при доме пионеров, что возле Малого
театра. Студийцы поставили спектакль "Любовь Яровую", в котором будущий
актер сыграл Грозного. Этот спектакль показали в Доме милиции.
Война
Но тут началась война... Алексей Миронов пришел в армию мальчишкой, ему не
было и семнадцати. Это был самый критический момент для Москвы – октябрь.
Когда бойцов ночью подвезли к переднему краю, все было в огне – светящиеся бомбы
с той и другой стороны, ракеты, трассирующие пули. Всех охватила дрожь, с которой
очень трудно было справиться. Но постепенно – ведь четыре года пришлось осваивать
профессию военного, – все встало на свои места.
Рядовой Миронов дошел до Берлина, брал Берлин, дослужился до офицера. После
Победы преподавал в Школе сержантского состава в Вене: прекрасно знал все военные
дела, умел воевать! И умел общаться с людьми, умел их воспитывать, умел с ними
жить, понимать. Это очень тонкое дело. Но где-то в конце 46-го года Алексея Миронова
такая тоска обуяла, хотелось домой, в Москву. Не давали покоя мысли о сцене. Уволившись
из рядов Красной армии, он приехал в Москву поступать в ГИТИС. И поступил-таки,
стал учиться. И стипендию ему немножко прибавили, потому что отец погиб в стройбате,
подходил под какую-то статью.
Театр
Сама профессия Алексею Миронову далась не легко. К ее пониманию он шел очень
долго. С третьего курса уже приходилось участвовать в спектаклях Театра Революции
и набивать шишки, причем буквально!… прямо на сцене. А потом увлекся режиссурой и стал ходить на лекции Андрея Александровича Гончарова.
Слушал его, глотая каждое слово, без конца задавал вопросы, пытаясь понять и постичь
этого человека.
И в театре актер увлекся режиссурой и начал ставить пьесы, что называется,
не для сцены. Ему почему–то не хватало того, что давали другие режиссеры, ведь
с такими мастерами режиссуры, как Алексей Попов и Ворошилов, он встречался всего
один раз. Потом их обоих уволили и после этого Театр Советской армии стал падать,
падать, падать...
Миронов поставил несколько спектаклей. "Воскресение" Фишера с Богдановой
в главной роли. Спектакль был очень тепло принят труппой. Но большой сцены он
не увидел, для этого надо было много-много пробивной силы, которой Алексей Миронов,
к сожалению, абсолютно не обладал. А вот искать суть в материале, копаться в нем,
что-то находить самому и подсказывать – для актера это было необходимо. Без этого
совершенно неинтересно работать.
Спустя много лет Алексей Миронов совсем разочаруется в искусстве театра. Вернее
– в его устройстве и интригах. Он навсегда покинет сцену театра, носящего имя
Советской армии. Он ушел из театра только потому... Ну, конечно, причин было очень
много... Но основная причина для актера – не было настоящего процесса. Скучно
стало работать в театре. Режиссуры не было никакой.
"Простая история"
А вот в кино Алексей Миронов влюбился "с первого взгляда" и на всю
жизнь, со своей первой заметной роли - пьянчуги и проходимца Гуська в фильме "Простая
история". Не смогла бы поднять колхозное хозяйство Саша Потапова, не болтайся
у нее под ногами тунеядец Гуськов. Героиня Нонны Мордюковой гоняла его на протяжении
всего действия, но симпатии зрителей все равно были на стороне Алексея Миронова.
Уж больно забавен и безвреден был этот мужичок Гуськов.
А Гусек Миронова очень типичен. Кепочка, сигаретка прилипла к губе, глаза пьяные
– актер почти не гримировался. «Где ты нашел такого пьянчугу? – спросил актера
как-то режиссер Егоров. – Он у тебя не просыхает!» Но Миронов и не делал из Гуськова
простого пьяницу. У него, если присмотреться, в глазах мелькают разные мысли:
он ведь может и умеет работать, но не видит в этом смысла – ничего за это не получает.
Отсюда его ирония. Ну, а так как этот персонаж все-таки комичный, то Миронов придумал
ему несколько деталей – походку, сигаретку и даже целый эпизод, где он за купающимися
бабами подглядывал. "В этой роли я много от Чаплина брал", - признался
как-то Алексей Миронов.
С тех пор актер снимался почти ежегодно. Есть актеры, благодаря которым на
душе становится как-то теплее. Они приносят в атмосферу фильма достоверность и
уют. Порой зритель не знает их фамилий, но без них было бы скучно и тускло. Не смогли бы Жеглов и Шарапов обезвредить «Черную кошку», не сиди за рулем их
старенького автомобиля добрый водила Копытин.
Не были бы столь интересны фильмы «Командировка», «Клятва Гиппократа», «Горожане»,
«Собачье сердце», «Мелкий бес», не участвуй в них Алексей Миронов. И в это верит
зритель, и это он чувствует.
"Место встречи изменить нельзя"
В картине Станислава
Говорухина "Место встречи изменить нельзя" заняты около сорока актеров.
Там, конечно, каждый персонаж – заметная личность и, в первую очередь, несомненно,
герой Владимира
Высоцкого. Но не затерялся среди других и Копытин. Он проходит через весь
фильм как бы на заднем плане, и все равно ясно виден его характер, его взгляды
на жизнь.
Это
надо было тоже передать. Шофер – это особая статья. Шофер – он хоть в опергруппе,
но у него большая ответственность. Ему надо везти, машина должна быть готова,
он должен и сам быть в постоянной готовности. И герой Миронова свою обязанность
перед зрителем выполнил в погоне.
Это кульминация, все в напряжении, поэтому столь важен был и накал в голосе
актера: «У себя в кабинете командуй, Глеб Егорыч!..» Его даже спросили: «Алексей
Иванович, зачем же вы с таким напором отвечаете Жеглову?» А актер-то понимал,
что Копытин не должен быть рафинированным, поясняющим, он должен УЧАСТВОВАТЬ в
этой жизни!
С самого начала Миронов готовился к этому по-настоящему ключевому моменту.
Шум, стрельба, грохот. "Сниматься надо монтажно даже в эпизодах", –
сказал кто-то умный. И Алексей Миронов чувствовал, что когда картина склеится
это будет очень хорошо смотреться. Не ошибся. И в финале картины Шарапов едет
в роддом за малышом именно с Копытиным.
"Юность Петра"
А потом в дилогии о Петре, в "Юности Петра" в сцене, где, члены царского
правительства, читают письмо государя из Голландии. Просто читать – неинтересно,
тем более что пишет он о каких-то невероятных чудесах. Нужно какое-то действие.
Режиссер Герасимов молчит. Артисты нервничают.
Тут Стрешнева, героя Алексея Миронова, осенило: Петр-то наш выдумщик, бабник,
выпивоха! Что он еще может написать? Надо играть Петра! И вот во время чтения
он хихикнул, Роман Филиппов захохотал, остальные подхватили и стали смеяться над
каждой строчкой. Сергей Герасимов такого не ожидал и очень всех потом хвалил.
"Трижды о любви"
Вернемся к образу Гуська, который мог стать маской. Алексей Миронов с ней мог
ехать из фильма в фильм – будь здоров! Но он ни разу не повторил его. Режиссер
Трегубович, когда снимал лирическую комедию «Трижды о любви», говорил актеру:
"Леша, миленький, ну сделай мне Гуська из "Простой истории"! Я
ведь на ней учился, я ее монтировал раз десять". Миронов недоумевал: "Виктор
Иваныч, как я могу играть Федора в русле Гуська, если это разные люди? Гуська
все давят, он незащищенный человечек. Единственная его сила в том, что он не хочет
работать. Тогда же за трудодень ничего не давали, он только пил и рыбу ловил.
А тут Федор сам всех давит, жену, детей. Как это может смыкаться-то?"
И так всю жизнь. С каждой ролью, каждым фильмом, каждой встречей – накапливался
опыт, знания. Алексей Миронов играл поначалу маленькие роли, но всегда помнили
слова Канцеля, постановщика "Учителя танцев": "Делайте заготовки
для больших ролей".
"Маэстро с ниточкой"
И в каждой маленькой роли актер знал, что пред ним человек со своей судьбой,
со своей индивидуальностью, характером. И когда он дожил до главной своей роли
в фильме "Маэстро с ниточкой", для него она не составляла никаких трудностей.
К тому времени у актера ведь накопилось страшно много работ в кино. Алексей Миронов
снимался в кино до последнего дня. В 90-е годы, когда забылось множество замечательных
имен, в квартире Мироновых постоянно раздавались звонки со студий. А в главной
роли впервые он снялся практически в 70 лет!
А в "Маэстро с ниточкой" – вообще глобальный конфликт, конфликт с
системой. Герой Миронова, Иван Федорович Макаров, пытается бороться, он ни с чем
не согласен. И главный эпизод фильма – когда он, выйдя на эстраду, на сцену, чтобы
исполнить частушки, вместо этого, вдруг обращается к народу: "Я вырос в семье,
где мы, дети, старшим не имели права поперечить. Так воспитывались все поколения
до нас. И факты подтверждают, что не було у нас в деревне поганых людей. И все
блюли совесть, порядок. А теперь?.. Ну, хорошо, построю я дом, даст Бог – вернется
сын. Но ниточка-то порвалась". Порвалась та самая ниточка, которая связывает
людей. Ниточка, которую надо беречь. Ниточка, которую государство должно беречь,
которую общество должно беречь. А она у нас порвалась. Вот и беда!
"На ножах"
Задела немного Алексея Миронова и сериальная судьба. А как же? Актер снимался
в прелестной роли Сида в сериале "На ножах". Удивительная роль – добрый
раб, крепостной слуга, как он сам себя называет. И сцена происходит у гроба барина.
Они вместе росли, герой Миронова на несколько лет старше своего барина. И этот
образ заставил актера углубиться в христианство и даже в дохристианскую религию
– славянскую религию русичей. Сид своего барина оберегал, готовил его к "той"
жизни, а он все равно мерзавец, и даже в гробу… мерзавец.
А последние фильмы с участием актера Алексея Миронова - "Свадьба"
и "Свет луны" вышли уже после его смерти.
Личная жизнь
Первый раз Алексей Миронов женился в 1948 году. Прожили шесть лет, вместе работали
в Калининграде – первом театре актера, а вот в мурманский театр жена за мужем
не поехала. И этот перерыв оказался роковым – она встретила другого и вышла замуж.
Вторая супруга Алексея Миронова была не из театральной среды. Галина Анисимовна
закончила Московскую консерваторию и педагогический институт, плюс Институт марксизма-ленинизма.
Так что она даже в политике разбиралась. Женаты были больше сорока лет. Получили
квартиру от театра. К тому моменту у них уже были двое детей: Володя и Лена. Сын
закончил МИИТ, дочь – Художественное училище имени 1905 года, работает в рекламе.
Трое внуков.
У каждого актера, помимо всего прочего, обязательно должен быть и свой собственный
монолог, который может и не звучать с экрана. Он должен быть внутри исполнителя.
Великий Феллини требовал от актеров "как из тюбика, выдавливать жизнь".
По такому принципу жил и творил Алексей Миронов. А в ноябре 1999-го его не стало.
За неделю до кончины актер поздравлял милиционеров с их профессиональным праздником,
пел, плясал. На похороны любимого артиста столичная милиция выделила транспорт,
венки и целый эскорт своих сотрудников. В последний путь "Старика Копытина"
проводили со всеми должными почестями.