Ирина Малышева родилась и выросла в интеллигентной семье. Папа - профессор
в Тупалевском бюро, до сих пор занимается конструированием новых самолетов. Мама,
обладающая уникальным, красивым голосом, была певицей, пела в хоре Соколова. Она
же и привила Ирине любовь к классической музыке. Уже в шесть лет девочка пела
серьезные арии и, к радости мамы, мечтала стать певицей. Что же касается папы,
то он, считая это увлечение несерьезным, хотел, чтобы дочь получила хорошее образование,
для чего и отдал Ирину в английскую спецшколу.
В элитной школе Ирине не понравилось. Она вспоминает: «В коллектив детей дипломатов
я не вписалась сразу. Мальчики и девочки-мажоры приносили в школу жвачки, иностранные
ручки, демонстрировали друг другу импортные шмотки, привезенные их родителями
из заграницы, а у меня такой роскоши и в помине не было, я не могла позволить
себе устроить какую-нибудь тусовку с друзьями у себя "на хате". Поэтому
ко мне относились с барским снисхождением».
Ранний дебют и ранняя любовь
Жизнь Ирины Малышевой круто изменилась в 1974 году. Однажды она увидела на
Мосфильме объявление о том, что на главную детскую роль требуется девочка. Кто
в таком возрасте не мечтает попасть на экран?! Вот Ирина и решила рискнуть, несмотря
на то, что была очень застенчивым и скромным ребенком.
Скромность
и помогла Ирине. Дело в том, что режиссеру Сергею Соловьеву, приступавшему к съемкам
картины «Сто дней после детства», была нужна именно такая, застенчивая девочка.
Ирине досталась роль Сони Загремухиной, безнадежно влюбленной в главного героя
Митю Лопухина (Борис Токарев).
О том периоде жизни Ирина вспоминает с большим удовольствием: «Сергей Соловьев
хорошо умел работать с детьми - ни на кого не кричал, не ругался. Он мог оценить
любой пустяк и с восторгом воскликнуть: «Это гениально!». И ты на самом деле начинаешь
чувствовать себя талантливой. У нас царила атмосфера игры и веселья».
Здесь же, на съемках, у Ирины начался трогательный роман со сценаристом Александром
Александровым (который был старше ее на 14 лет). Как признается сама актриса,
первоначально она его сильно возненавидела. Девочке хотелось выглядеть в кадре
неотразимой, а ее, по указанию Александрова, одевали в некрасивое платье и завязывали
волосы в два жутких хвостика.
Однажды, когда снималась сцена танцев, Ирина решила, что теперь уж точно настал
ее день. Она рассказывает: «Я сделала модную прическу, накрасилась, надела лучшее
свое крепдешиновое платьице в легкомысленных розочках - я была влюблена в одного
мальчика из массовки и очень хотела ему понравиться. Александров увидел меня,
подозвал художника по костюмам и приказал вернуть меня в прежний образ. И снова
это жуткое платье, и эти отвратительные крысиные хвостики - я была в гневе! Не
помня себя, я промаршировала через всю съемочную площадку, подошла к Александрову
и бросила ему в лицо: «От вас, Александр Леонардович, я этого не ожидала!», -
расплакалась и убежала в лес. Потом он извинялся, сказал, что испугался, что я
наброшусь на него с кулаками».
Именно после этого случая Ирина и Александр стали близкими друзьями. После
съемок их отношения не прервались и постепенно переросли в любовь, но об этом
чуть позже…
Детские роли в кино
В школе известие о том, что Ирину взяли в кино, встретили жуткой неприязнью.
Она вспоминает: «Меня возненавидели: и даже не приняли в комсомол, завалили на
каком-то политическом вопросе, да еще злорадно заметили: «Надо учиться, девочка,
пополнять свою политическую грамотность, а не кинами всякими заниматься».
Девочке, и без того неуютно чувствовавшей себя в этой школе, стало и вовсе
тяжело. Ирина рассказала все маме и вскоре сменила место учебы. Ирину перевели
в другую элитную школу - школу рабочей молодежи. Здесь учились те, кому учиться
в обычной школе было некогда: дочь Ульянова, сын Аксенова, сын Лунгина... «Киношным»
детям ни физика, ни химия были абсолютно не нужны. Учителя, прекрасно это понимая,
к пропускам занятий по уважительной причине съемок в очередном фильме относились
спокойно.
До
окончания учебы Ирина снялась еще в нескольких картинах. Зрители запомнили и полюбили
ее по ролям царевны Марьюшки в музыкальной комедии Георгия Юнгвальд-Хилькевича
«Туфли с золотыми пряжками», Принцессы в сказке Бориса Рыцарева «Принцесса на
горошине» (по мотивам произведений Г.Х. Андерсена), Лены в мелодраме Гавриила
Егизарова «Портрет с дождем»…
Как можно заметить, юной актрисе, как правило, предлагали в основном лирические
роли. Хотя были и исключения. В середине 70-х известный режиссер Элем Климов задумал
снять фильм «Иди и смотри», - страшную картину об ужасах Великой отечественной
войны. Ирину он пригласил на роль Даши. К сожалению, этой роли не довелось состояться.
Вскоре съемки картины по приказу «сверху» закрыли. Спустя десять лет Климов все
же отснял задуманный фильм, но уже с другими актерами.
Щукинское училище. Первый брак
Съемки в кино окончательно утвердили Ирину Малышеву в решении стать актрисой.
По окончании школы она поступила в Щукинское театральное училище. Ее однокурсниками
были Елена Сотникова, Евгений Дворжецкий, Андрей Житинкин, Евгений Князев… Молодые
ребята отличались задором, жизнерадостностью.
Однако студенческие тусовки и романы были не для Ирины Малышевой. Во-первых,
она уже тогда много снималась в кино. За эти годы она снялась в музыкальной сказке
«Всадник на золотом коне» (красавица Ай), драмах «Коней на переправе не меняют»
и «Возьму твою боль», приключенческой ленте «Поговорим брат» и других фильмах.
Во-вторых, с 19 лет Ирина Малышева стала жить вместе с Александровым. Этот
роман пошел ей на пользу. Саша всячески помогал ей в постижении профессии актрисы,
и поэтому к любому экзамену она подходила хорошо подготовленной. Учиться Ирина
вообще очень любила и все пять лет была Ленинской стипендиаткой, за что однокурсники
в шутку прозвали ее «Синий чулок».
80-е – 90-е годы
В 1981 году Ирина Малышева окончила Театральное училище им. Б. В. Щукина и
начала работать в Театре им. А. С. Пушкина. При этом она по-прежнему оставалась,
прежде всего, киноактрисой. Режиссеры с удовольствием приглашали в свои картины
эту красивую и талантливую актрису. В 80-е годы она сыграла заметные роли в киноромане
«Я тебя никогда не забуду» (Полина), комедии «Мертвые души» (губернаторская дочка),
биографической ленте «Серебряные струны» (Вера Владимировна), деревенской драме
«Право любить», комедии «Сон в руку или чемодан» и других фильмах.
Если в юности Ирине доставались лирические роли, то теперь все чаще ей доводилось
играть различных стервозных красоток. В жизни же она по-прежнему оставалась тихим,
застенчивым и податливым человеком. При этом Ирина всегда была очень эмоциональной
и влюбчивой. Влюблялась она часто и безумно, нередко просто придумывая себе эту
любовь на пустом месте, как она сама признается: «…чтобы страдать, чтобы искать
в ней материал для творчества». Это не могло не отразиться на ее семейных отношениях
с Александровым.
Вместе Ирина и Александр прожили десять лет. «Это были непростые годы, - вспоминает
Ирина Валентиновна, - наша семья напоминала маятник: я то уходила, то возвращалась
- Саша пил, и мне, молоденькой девочке было сложно выдержать его запои, но и уйти
насовсем не хватало сил, все-таки он был для меня, прежде всего другом. В конце
концов, мы расстались, и я не знаю о нем ничего».
В смутные годы 90-х Ирина Малышева практически не снималась. Когда было сложно
с деньгами, она работала в агентстве недвижимости.
Вновь на экраны она вернулась в 1999 году, сыграв одну из ролей в сериале «Семейные
тайны». Спустя год она снялась в роли западной тележурналистки Дианы Джексон в
криминальной мелодраме режиссера Игоря Талпы «Особый случай». В этой картине она
также исполнила песни собственного сочинения.
Игорь BIN
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медиа-Сервис 2000);
"Ирина Малышева - 100 дней и 27 лет после детства" http://nsvisual.com