Веста Боровикова, "Марат Башаров: "Ради намаза я не прерываю съемки"
В «Свадьбе» Лунгина Марата БАШАРОВА весь фильм пытались по старой русской традиции ни за что упрятать в тюрьму. В новой картине Егора Кончаловского «Консервы» его все-таки туда посадят. И снова ни за что. Такова судьба его экранного героя – простого и хорошего парня, которому не очень-то везет в этой жизни, но который не плачет и все везет на себе сам. Героя, о котором мечтают все девушки некогда великой страны. Героя, которого он играет столь правдоподобно и обаятельно, что в его существование почти начинаешь верить.
– Марат, ваша профессия дает вам повод для открытий?
– Конечно. Встречи с новыми людьми, с новым режиссером, с новым материалом, с новой ролью. Даже если я встречаюсь с режиссером, с которым я уже работал, все равно мы все меняемся со временем. Интересно наблюдать эти изменения, работать по-новому. Открытия неизбежны, потому что в этой профессии каждый день все новое. На днях мы вернулись из Крыма, где снимали в штольне, в ущелье. Вчера снимали эпизод на набережной Москва-реки, сегодня – в бассейне… А если бы я работал где-нибудь на заводе, я каждый день выпиливал какую-нибудь деревяшку. Всю жизнь.
– Вы поэтому бросили юрфак МГУ?
– Может быть…
– Если вернуться назад и взять бонус на еще одну жизнь, что главное вы бы оставили, а что переиграли?
– Я бы, наверное, согласился сняться в некоторых фильмах, в которых отказался сниматься, и отказался сниматься в некоторых фильмах, в которых снялся.
– Все остальные главные решения вашей жизни остались бы теми же?
– Да.
– Какие люди помогли вам принять главные решения, сделать судьбу?
– Их двое. Один меня привел в профессию, второй – повел за собой. Первый – мой брат Мелихат, который однажды предложил мне попробоваться на роль в детском спектакле «Кентервильское привидение» в театре «Современник». Этот спектакль ставил его друг, режиссер. И я прислушался к его совету.
– До этого вы никакого отношения к профессии…
– ...не имел и иметь не собирался. Второй человек, который помог мне стать тем, кем я являюсь, – это Никита Сергеевич Михалков. Он пригласил меня сниматься в «Цирюльнике». Был 96-й год, на «Мосфильме» была разруха, ничего не снималось вообще. Я закончил театральный институт и думал, что мне делать дальше. И тут поступило предложение от Никиты Сергеевича. С его «Цирюльника» у меня все и началось.
– Михалков понял вас лучше других?
– Я бы желал каждому из нашей братии поработать с этим режиссером. Чтобы понять, каким должен быть режиссер и как должен работать актер. Я же закончил театральный институт, в котором не учат, как нужно работать в кадре. Нас учили только работать на сцене. И тут я попал на одну площадку с Олегом Меньшиковым и Мариной Нееловой. Было страшно... Мне помог Никита Сергеевич. И тот, кто с ним работал, знает, как много может дать актеру этот режиссер.
– Вы также работали с таким великолепным режиссером, как Александр Митта…
– Это так давно было, семь лет назад... Замечательный он человек, Александр Иосифович. Это была его первая серьезная работа после возвращения из Германии. Поработать с ним было призом судьбы. Помню, сидит он перед монитором и тихо так сам себе говорит: «Какой же я был м…к!» – «???» – «Десять лет просидеть в Германии! Потратить столько времени! Зачем?..» Плохой человек сам себе такого не скажет. Этот маленький, худенький человек – на самом деле, огромная глыба. И вставить может конкретно, по-мужски, и заплакать может… Там, внутри, много чего спрятано в этом хрупком человеке.
– А вы можете заплакать?
– Могу. Я сентиментален.
– От фильма можете?
– Не раз.
– То есть вы можете смотреть фильм не только с точки зрения того, как это сделано?
– Конечно. Я очень редко смотрю, как это сделано. Если фильм хороший, то я до конца фильма не понимаю, что это только фильм. А если я понимаю, как это сделано, значит, фильм плохой. И я дальше не смотрю.
Обмануть зрителя
– Талант, труд, удача. В каком порядке вы бы поставили эти составляющие успеха?
– Наверное, в вашем списке на первое место я бы поставил удачу. На второе – талант. А на третье – фантазию. Если у тебя нет фантазии, нет чувства юмора, самоиронии, в этой профессии у тебя ничего не получится. Но если бы я составлял слагаемые успеха, я начал список с другого.
– С чего?
– Бывает так, что ты встречаешься с потрясающе талантливыми людьми и приходишь в ужас, оттого что они абсолютно не востребованы. И думаешь: «Вот он – гений. Я по сравнению с ним – вошь. Почему мне повезло, а ему – нет? Ведь были же у него свои шансы на удачу. Почему?..» Потому что есть такая русская поговорка: «Каждый кузнец своего счастья». Может быть, этот человек несмотря на то, что он талантлив, что-то неправильно сделал в своей жизни, кому-то причинил боль и Бог ему не дает этой удачи?.. Я не считаю себя праведником, я просто думаю, почему так происходит. Ведь если зерно лежит в плодородной почве, оно должно прорасти! Или хотя бы появиться на свет…
– Вы считаете, что Бог всем дает шанс?
– Конечно. Только не все мы правильно пользуемся этим шансом. А может быть, Бог наказывает. Только хочет зерно прорасти, а кто-то сверху наступает на него. Опять пытается – снова кто-то наступает. Это же не просто так, это свыше все дается. Значит, человек грешен. Так что гений-то гений, но если внутри у него гов ... цо...
– А вы сами обижали своих собратьев по цеху, которые не так удачливы, не так талантливы, как вы?
– Конечно. Это же все происходит не специально. Ты не хочешь взять и загнобить человека. Все происходит на грани шутки. Ты сам не замечаешь, как обижаешь человека.
– Вы можете переступить через гордость и потом подойти и извиниться?
– Всегда. Спросите у любого, кто со мной работает. Всегда.
– Возвращаясь к слагаемым успеха, объясните, почему вы исключили из списка труд? Все ваши коллеги говорят о том, что на 90 процентов удача состоит из труда.
– Вы понимаете, если я занимаюсь делом, которое мне нравится, я не считаю это дело трудом. Это радость. А труд – это когда трудно. Когда надо во что бы то ни стало эту работу выполнить. А я не такой человек. Мне важно, чтобы было интересно. Чтобы в душе у меня был покой. Чтобы была свобода игры. При объясненных мне правилах.
Молитва за кадром
– Какими качествами должна обладать женщина, чтобы быть хорошей женой?
– Наверное, качествами моей супруги. Мне нравятся качества моей супруги, поэтому она и является моей женой. Я не буду сейчас говорить про жену, но если вы так хотите, могу эти качества озвучить. Мне не нравится, когда женщины уделяют много внимания косметике. Мне нравится гармония в человеке. Нравится, когда есть вкус. Чувство меры. Чувство юмора и чувство самоиронии. Есть женщины, которые совершенно не переносят шуток в свой адрес. Меня отталкивает такое ничем не подкрепленное самомнение. Так же, как у мужчины, должны быть золотые руки, они должны быть и у женщины. Она должна уметь готовить. Я восточный человек, мусульманин, для меня женщина, которая не умеет готовить, – это не женщина. Мне жалко женщин, которые борются за матриархат. Которые все умеют сами, все делают сами. У них в жизни, значит, не было возможности чувствовать себя женщиной. У них не было настоящего мужчины. Потому что на то ты и мужчина, чтобы зарабатывать и кормить семью.
– А такие качества, как доброта, терпимость?
– Да все люди добрые! По-своему. Плохих людей не бывает. Каждый из нас, даже когда делает плохой поступок, считает, что делает все правильно. Мы всегда пытаемся себя оправдать. Подойдите к любому человеку и спросите его, добрый ли он. Конечно, он ответит, что добрый. Даже если это не так, он все равно будет считать себя добрым. Таковы люди. Мы все считаем себя самыми-самыми…
– Вашему герою, журналисту, предлагают вернуть жену в обмен на информацию, которой он обладает. Я понимаю, что все это придумка сценариста, но мне интересно, как бы вы в этой ситуации поступили. В вашей жизни есть что-то, что вы можете поставить на первое место, а семью – на второе?
– Есть. Это я сам. Я ставлю себя на первое место. Перед семьей, перед женой, перед матерью. Я вам объясню почему. Потому что если не будет меня, то тогда не будет и их. Они от меня зависят. Поэтому я себя ставлю на первое место.
– Это ваша индивидуальная позиция, или таковы принципы вашей веры?
– Это моя индивидуальная позиция. Но она у меня в крови, потому что я мусульманин.
– И вы соблюдаете…
– Да. Я соблюдаю посты. Может быть, в старости я стану настоящим правоверным мусульманином и буду читать намаз четыре раза в день. Сейчас я этого не делаю, потому что у меня такая работа. Я не могу выйти из кадра и сказать: «Извините, все. У меня сейчас намаз».
– Это было бы красиво!
– Это было бы красиво для пиара. Я такой красоты не хочу.
Основной инстинкт звезды
– Вы звезда, всегда на виду. А вам никогда не хотелось пожить простой жизнью, скрытой от чужих глаз?
– Я очень хочу такой жизни. Но не получается. Это публичная профессия. Ты обязан давать интервью, когда тебе не хочется. Обязан фотографироваться, когда тебе не хочется. Обязан раздавать автографы, когда тебе не хочется. Я ненавижу фотографироваться, но что делать? Нужно выполнять эти правила игры, это часть профессии.
– Неужели вы застенчивый человек?
– Я очень застенчивый. Не люблю пафосных мероприятий. Мы с супругой любим ездить в один огромный торговый центр – там много кафешек и магазинчиков, есть каток внутри. Мы катаемся там на коньках.
– И дочка с вами катается?
– Она еще маленькая, ей полтора годика. Но на лед я ее беру.
– Вы дали ей красивое имя – Амели...
– Мне с детства нравилось это имя. А когда вышел чудесный фильм с Одри Тату, мне так понравилась ее героиня, ее отношение к миру. Я подумал, что если у меня будет дочка, я назову ее Амели. Пусть она будет похожа на эту девчушку. Хотя бы именем…
– В кино с семьей ходите?
– Стараюсь смотреть дома. Представляете, если фильм не понравится, а уходить неудобно. Будут говорить: «Смотри, Башаров встал и ушел!» Неловко будет по отношению к людям, которые там снимаются… Лучше дома кино посмотрю. Недавно была премьера «Основного инстинкта». И когда я в приглашении прочел, что обязательно нужно быть при черной бабочке и пройти по красной дорожке, я отказался. Ну, что за бред – на премьеру «Основного инстинкта» в Москве я должен надевать смокинг, ехать на Калининский проспект и ходить там по красной дорожке!..
– А ваша супруга разделяет вашу нелюбовь к пафосным мероприятиям?
– Да.
– Вы очень гармоничный, комфортный человек. Неужели ничто на свете не может вывести вас из этого состояния?
– Есть одна вещь на свете, которая меня просто выводит из себя. Это когда шнурки на ботинках зашнурованы изнутри.
– ?!
– Я абсолютно серьезно вам это говорю! Я прихожу в ярость от шнурков, зашнурованных изнутри!
Источник: Веста Боровикова, "Новые известия"
|