|  
ГУРЕЦКАЯТатьяна Ивановна
 12.01 (25.01).1904, Ахалцых, Тифлисская губерния – 21.10.1983, Москва Заслуженная артистка РСФСР (1935) Детство и юность Татьяна Гурецкая родилась 3 декабря 1904 года в городке Ахалцых  Тифлисской губернии в семье полковника русской армии, служившем в  артиллерийских войсках. Позже семейство Татьяны перебралось в Смоленск, где и  прошло её детство. Это были непростые годы – Первая мировая война, две  революции, Гражданская война… С юных лет Татьяна проявляла артистические способности.  Девочка с удовольствием участвовала в самодеятельных постановках. В 17 лет,  будучи школьницей, она впервые снялась в кино, исполнив эпизодическую роль  крестьянской девушки в короткометражном фильме «Деревня на переломе». В 1922 году Татьяна Гурецкая окончила советскую школу II  ступени №8 в Смоленске. После этого она устроилась работать инструктором  физкультуры Совета физкультуры Смоленска, но мечта стать актрисой не покидала  её. Кинокарьера в 20-е годы В 1924 году Татьяна Гурецкая приехала в Ленинград и  поступила на вечерний факультет в техникум экранного искусства. В свободное  время девушка работала машинисткой в комиссии помощи инвалидам войны. Проучиться ей удалось лишь два года – затем техникум  закрыли. Однако в это время она успела сняться в небольших ролях в агитфильме «Чудесная  книжка» (жена рабочего) и короткометражной комедии «Братишка» (кондукторша).  Так что начало актёрской карьере было положено.
 За первыми работами последовали другие. В 1927 году режиссёр  Семён Тимошенко доверил молодой актрисе одну из центральных ролей в драме «Ордер  на жизнь», повествующей о диверсии на элеваторе. Татьяна сыграла сестру  колхозника Сергея Колотилина Веру, которой удаётся изобличить организатора  преступления и виновника гибели её брата.
 В том же году Татьяна Гурецкая снялась ещё в одной ленте  Семёна Тимошенко – производственной драме «Турбина №3», поставленной по роману  Фёдора Гладкова «Цемент» и рассказывающей о строительстве Волховской  гидроэлектростанции. Актриса исполнила главную женскую роль работницы Марии. Обе ленты были поставлены на киностудии «Совкино»  (позднее – знаменитый «Ленфильм»). Успешные работы позволили Татьяне Гурецкой стать  штатной актрисой киностудии. С этого момента она стала много сниматься. Так она  сыграла Машу в революционном фильме «Два броневика», Наю Фурманову в драме «Мятеж»,  Ксану Гусеву в производственной драме «Право на жизнь», Дашу в драме «Поворот».  К сожалению, практически все вышеперечисленные фильмы с участием Гурецкой не  сохранились.  30-е годы - расцвет творчества Начало 30-х годов ознаменовалось появлением звукового  кино (первым звуковым фильмом стала приключенческая драма «Путёвка в жизнь»  1931 года). Далеко не всем актёрам немого кино получилось адаптироваться в  новых реалиях. Татьяна Гурецкая вполне благополучно перешла из одного формата в  другой. В 1932 году она снялась в первом звуковом фильме, поставленном в жанре производственной  драмы – «». Кинокартина была приурочена к пятнадцатой годовщине  Октябрьской революции, а сюжет строился на производственных отношениях  работников турбинного завода. Татьяна Гурецкая сыграла главную женскую роль –  Катю, работницу завода и любимую девушку начальника цеха Ильина (эту роль  исполнил ). Данный фильм заложил основы жанра производственной  драмы, впоследствии культивируемого в отечественном кинематографе. 30-е годы стали для Татьяны Гурецкой расцветом её  кинокарьеры. Свои лучшие роли она сыграла всё у того же Семёна Тимошенко. В известной  комедии «Три товарища» (1935) актриса сыграла инструктора райкома Варю. Фильм  был очень популярен, а песня «Каховка» из него стала по-настоящему всенародно  любимой.  Ещё более знаменитой картиной является спортивная комедия  «» (1936) – весёлая, оптимистичная история о провинциальном голкипере Антоне  Кандидове, ставшем знаменитостью. Роль Кандидова исполнил актёр , а Татьяна Гурецкая сыграла главную женскую роль, создав образ  обаятельной Груши. И здесь не обошлось без замечательной песни – «Спортивный  марш» в нашей стране после выхода фильма знал буквально каждый.  Среди других работ актрисы в 30-е годы можно выделить  роли Марины в драме Эдуарда Аршанского «Дважды рождённый (1934, первый звуковой  фильм на белорусском языке), лётчицы Маруси в музыкальной комедии Эдуарда  Иогансона «На отдыхе» (1936), Анни Вендт в исторической социальной драме «Профессор  Мамлок». Помимо работы в кино Татьяна Гурецкая в 1937-1940 годах служила  в Театре Балтфлота.  Годы войны В 1941 году Татьяна Гурецкая вместе с киностудией  «Ленфильм» отправилась в эвакуацию в Алма-Ату. Там она проработала актрисой и  ассистентом режиссёра до 1943 года. Гурецкая снялась в небольших ролях в «» (расстреливаемая женщина в новелле «Встреча») и мелодраме «Парень  из нашего города» (медсестра в госпитале). Из эвакуации Татьяна Гурецкая вернулась не в Ленинград, а  в Москву, поскольку была переведена в киностудию «Мосфильм». Там в 1944 году  она работала помощником режиссера и профоргом съемочной группы на знаменитом фильме  Ивана Пырьева «В шесть часов вечера после войны». Послевоенная карьера в кино и театре После войны в Москве открылся Театр-студия киноактёра, и  Татьяна Гурецкая вошла в его труппу. Этой сцене она прослужила полтора десятка  лет – до самого ухода на пенсию. Среди её работ: миссис Джекобс в спектакле «Остров  мира», Кукарникова - «Дети Ванюшина», Рощина - «Три солдата», фрау Швейдлиц - «Софья  Ковалевская», Вера Михайловна - «Машенька», Надежда Степановна Каширина - «Сверстники»,  Паскудина - «Дядюшкин сон». Параллельно Гурецкая продолжила сниматься в кино, вот  только больших ролей ей уже не предлагали. Но даже в маленьких ролях она была  заметна, создавая самые разноплановые образы: от добрых, мягкосердечных матерей  до надменных дам. Её лучшими работами этого периода стали: тётя Валентина  Листовского в молодёжном фильме «Аттестат зрелости» (1954), тётя Маленькой  госпожи в сказке «Звёздный мальчик» (1957), Мария Кречетова, жена комиссара в детективе  «Ночной патруль» (1957), модельер в комедии «» (1957), Анна Николаевна Федосова в музыкальной комедии «Девушка  с гитарой» (1958), служащая КУКУ в короткометражке «Жених с того света» (1958),  Елена Скворцова, приёмная мать Тани в мелодраме «Отчий дом» (1959). Свою последнюю корь в кино Татьяна Гурецкая сыграла в  1960 году – мать Мити Казакова в мелодраме режиссёра Искры Бабич «Первое  свидание». Больше актриса не снималась. Личная жизнь Татьяна Гурецкая прожила долгую и счастливую семейную  жизнь с единственным любимым супругом - оператором и режиссёром документальных  фильмов Василием Беляевым.  Игорь BIN   Использованные материалы:материалы Википедии
 |