Фильмография:
1976 Мама
1979 Камертон
1981 Восточный дантист
1981 Отпуск за свой счет
1983 Приключения Маленького Мука
1985 Русь изначальная
1990 Рок-н-ролл для принцесс
1990 Такси-блюз
1991 Блуждающие звезды
1991 След дождя
1991 Стару-ха-рмса
1992-1994 Азбука любви
1993 Маленькие человечки большевистского переулка, или хочу пива
1994 Нимб
1995 Ширли-мырли
1996-1997 Клубничка. Певица
1997 Волшебный портрет
1997 Графиня де Монсоро
1997 Что сказал покойник?
1998 Любовь зла
1998 Притяжение солнца
1999 Директория смерти. Законы природы
2000 Курортный роман. Чары
2002 Женская логика - 2
2004 Бальзаковский
возраст, или Все мужики сво...
2005 Бальзаковский
возраст, или Все мужики сво... 2
2007 Театр Луны, или Космическая дурочка 13.28
2007 Агония страха
2008 Река-море
2008 Очень русский детектив
2009 Участковая
2009 Журов
2010 Однажды в милиции
2010 Глухарь. "Снова Новый!"
2011 Судья Савельева - короткометражный
2012- 2013 Папины дочки. Суперневесты
2013 Пётр Лещенко. Всё, что было
2013 Трудно быть Богом
2013 Тайны института благородных девиц
2015 Между нот, или Тантрическая симфония
2017 Бабушка лёгкого поведения
2019 Бабушка лёгкого поведения-2. Престарелые мстители
2021 Прабабушка лёгкого поведения. Начало |
ГЕРЧАКОВ
Евгений Аркадьевич
Родился 31.07.1949
Заслуженный артист России
Лауреат Приза за исполнение лучшей женской роли на фестивале "Киношок"
(1992, за фильм "Стару-Ха-Рмса")
ЦТСА
Евгений Герчаков в 1972 году окончил факультет актеров театра музыкальной комедии
Музыкального училища имени Гнесиных, где занимался в мастерской Л.Михайлова. Начинающему
артисту прочили карьеру опереточного комика с широким диапазоном - "комика
с голосом". Однако вместо оперетты Герчаков внезапно оказался в Центральном
театре Советской Армии. В театр он пришел по приглашению самого руководителя -
Андрея Попова. Так Евгений стал драматическим актером.
В ЦТСА Евгений Герчаков проработал до 1982 года. О своей работе там он рассказывает:
"Театр Армии - это большая школа жизни, государство в государстве, причем
под охраной Министерства обороны. Находясь там, я учился выживать. Меня там гнобили,
когда увидели, что я что-то из себя представляю. Петр Наумович Фоменко, у которого
я сыграл одну из "пулевых" ролей в спектакле "Экзамены никогда
не кончаются", мне сказал: "Женя, тебя будут долбать по полной программе".
И это было все. Театр Армии всегда делился на кланы, я же не примыкал ни к одному
из них. И правильно делал".
Дебют в кино
Первая роль Евгения Герчакова в кино - Баран в музыкальной сказке "Мама",
поставленной в 1976 году. Фильм стал по сути веселым мюзиклом, в котором главные
партии исполняли Михаил Боярский и Людмила Гурченко. Не затерялся среди именитых
актером и Евгений Герчаков - не зря ему прочили карьеру опереточного комика.
Однако в последующие пятнадцать лет Герчаков снимался крайне редко. За этот
период не наберется и десятка ролей в кино. Среди редких работ - роли в музыкальной
комедии "Восточный дантист" (1981), комедии "Отпуск за свой счет"
(1981), музыкальной сказке "Приключения маленького Мука" (1983).
"Эрмитаж"
В 1982 году Евгений Герчаков покинул Театр Армии. Он был приглашен главным
режиссером Михаилом Левитиным в театр "Эрмитаж". На сцене этого театра
актер проработал до 1992 года, создав лучшие свои роли. Он выступал в пьесах по
Маркесу, Моравиа, Олеше, Мопассану, Хармсу, Оффенбаху.
Очень интересна его работа в спектакле "Хармс! Чармс!Шардам! или Школа
клоунов" по произведениям Даниила Хармса. С актрисой Л. Полищук в роли прекрасной,
несравненной Марьи Ивановны они разыгрывают лирический дуэт столь страстный, что
из уст влюбленных то и дело с грохотом падают молотки, вроде тех, с которыми вечно
возятся невропатологи… Как признается сам актер, он благодарен Левитину именно
за то, что тот открыл для него Хармса.
В "Эрмитаже" Евгений Герчаков играл в драме, клоунаде, музыкальной
комедии, в трагических сюжетах, поставленных Левитиным. В спектакле "Хроника
широко объявленной смерти", созданном по произведениям современных писателей,
у Герчакова было две роли: Туллио по рассказу А. Моравиа "Приказывай, я подчиняюсь"
и Кристо Бедойя по повести Маркеса "История одной смерти, о которой знали
заранее".
Вот как описывалась роль Кристо Бедойя в журнале "Театрально-концертная
Москва" (1986): "Герчаков не играет свою роль, а танцует - так построено
действие. Его движения полны осторожности, страха, стыда. Он танцует завороженно,
бесшумно, он будто загипнотизирован музыкой, в то время, как происходит убийство,
которое можно было легко предотвратить".
Также несколько ролей Герчаков сыграл в спектакле "Здравствуйте, господин
де Мопассан" (представлении, сочиненном Левитиным по произведениям Ги де
Мопассана).
Одной из лучших работ актера стала роль папаши Нонанкура в спектакле "Соломенная
шляпка" Э. Лабиша. Вновь выдержка из "Театрально-концертной Москвы":
"У папаши Нонанкура - Е. Герчакова - "старого дикобраза", оголтелого
жреца миртового деревца - временами не гнутся ноги, а иногда он невозмутимо шагает
через головы самой почтенной публики. Безумный старец отплясывает канкан, зависая
в воздухе вопреки законам гравитации. Он чувствует себя одинаково вольно и в дамском
пеньюаре, и во фраке из золотой парчи. Легкость импровизаций, уморительная мимика,
акробатические соло - все козыри легкого жанра во власти исполнителя".
А вот что писал журнал "Театральная жизнь": "Господин Нонанкур
(Е. Герчаков) - мастер совершенно особой актерской школы, что издавна и исподволь
пестовал Левитин. Мастер театральной пластики, виртуозной стихии гротеска, позволяющего
строить образ за пределами бытового правдоподобия. Он ищет точные "деревенско-провинциальные"
штрихи роли, не лишает ее причудливой контрастности красок - от добродушной сентиментальности
до одуряющего спесивого самодовольства".
О Герчакове говорили: "Он человек-парадокс, оперный голос, гуттаперчивая
пластика. С одинаковым блеском может сыграть деревенскую няньку, коня по прозвищу
Холстомер или царя Эдипа. Он актёр без возраста".
Кино. 90-е годы
С начала 90-х пришел успех и в кино. Самой большой удачей стала роль старухи
в сюрреалистической гротесковой фантазии Вадима Гемса "Стару-ха-рмса"
(1991), поставленной по повести Даниила Хармса. За эту работу Герчаков в 1992
году получил на кинофестивале "Киношок" Приз в категории "Лучшая
ЖЕНСКАЯ роль".
В других картинах того времени Евгений Герчаков появлялся преимущественно в
ролях второго плана. Но, тем не менее, благодаря своей внешности и искрометной
игре он неизменно запоминался зрителю. Так в знаменитой комедии Владимира Меньшова
"Ширли-Мырли" (1995) он сыграл директора оркестра, в телесериале "Графиня
де Монсоро" (1997) - Бономэ, а в сериале "Что сказал покойник"
(1997) - тюремщика Гвидо.
Театр сегодня
Еще в 1992 году Евгений Аркадьевич ушел из "Эрмитажа". Он уехал в
заграничный вояж, сыграв в Женеве роль Фрейда на французском языке. Вернувшись,
пытался организовать свой частный театр. После одной, впрочем, успешной постановки
- "Путешествие Вениамина III в Святую землю", это дело было прекращено.
Сегодня, оставаясь внутренне свободным, Герчаков все же "приписан"
к Театру Луны, занят в нескольких спектаклях. В Театре "У Никитских ворот"
он играл Холстомера в спектакле "История лошади". Одержим желанием и
собственных постановок - мечтает об "Амоке" С.Цвейга и мюзикле "Серенада
солнечной долины" Г.Миллера.
На вопрос, почему он несколько раз менял театры, и вообще, должен ли актер
"блуждать", Евгений Аркадьевич отвечает: "Обязательно должен. То-то
и оно, что мои метания не от беды и не с горя. Самый народный и перенародный артист,
существуя 30 - 40 лет в одном театре, похожей режиссерской эстетике, закономерно
обрастает штампами, причем ужасными. Актер становится все более великим, а смотреть
на него уже нельзя. Тому масса примеров. И я это еще молодым человеком понял.
Знаете, иногда внутри тебя начинает звучать какой-то подсознательный колокольчик
- и я ухожу куда-нибудь в другое место, чтобы очищаться".
Личная жизнь
В первом браке Евгений Герчаков прожил со своею женой Натальей 14 лет.
Летом 2004 года 55-летний Евгений Герчаков вновь вступил в брак. Его новая
жена Оксана на 27 лет моложе актера.
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медия-Сервис-2000");
Евгений Герчаков http://actors.km.ru;
Евгений Герчаков, http://ermitazh.theatre.ru;
"Его характеры" ("Театрально-концертная Москва" № 6 от 6.02.1986);
"Семейство Нонанкуров в "Эрмитаже"" ("Театральная жизнь"
№ 1, январь 1986);
Ирина Алпатова, "Евгений Герчаков: Артист с комплексом полноценности"
http://www.kultura-portal.ru:
Алина Кешокова, "Евгения Герчакова взяли в мужья из жалости" ("Московский
Комсомолец" от 06.08.2004);
Фото Владимира Мышкина http://knyazmyshkin.narod.ru |