Актеры советского и российского кино
|
|||||||||||||
| |||||||||||||
.:: КИНОФИЛЬМЫ ::. Историческая драма "Всё началось в Харбине" Режиссер: Леонид Зисман Историческая драма режиссера Лео Зисмана «Всё началось в Харбине» (другое название: «Харбинец») поставлена по мотивам книги воспоминаний Бориса Христенко «Повесть о пережитом». Картина охватывает большой исторический промежуток времени с 1929 по 1953-й годы. В центре повествования сложная, полная драматических событий судьба Бориса Эйбоженко, сына сотрудника Китайско-Восточной железной дороги, и близких ему людей. Географический размах картины также широк: от Манчжурии до Ленинграда… Премьера фильма состоялась 21 января 2013 года на канале «1+1» (Украина) Главные герои: Другие персонажи: СюжетФильм снят на основе реальных событий, происходивших с 1928 года по 1953 год. На территории Манчжурии, на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) живут и трудятся советские служащие. В их числе семья железнодорожного диспетчера Николая Петровича Эйбоженко: его жена и сыновья Борис и Владимир. Николай Петрович считает, что он находится вне политики, он же простой железнодорожный служащий. Однако, ситуация складывается так, что после очередных событий он теряет не только работу, но и доверие со стороны соотечественников. Члены семьи Эйбоженко оказываются изгоями, как среди своих, так и среди чужих… После продажи советским правительством КВЖД у Эйбоженко появляется выбор вернуться в СССР или эмигрировать либо в США, либо в Великобританию. Они решают вернуться на Родину. Только вместо обещанной счастливой жизни бывшие харбинцы получают вполне реальные сроки в лагерях… На фоне исторический событий развивается полная драматизма история любви между Борисом Эйбоженко и Людмилой Ержановой, дочерью бывшего начальника КВЖД. Они перенесут все трудности, горести, многолетнюю разлуку, но все равно будут вместе… Главные героиБорис Эйбоженко (Данила Козловский) – сын железнодорожного диспетчера Николая Петровича Эйбоженко. Данила Козловский блестяще передал внутреннюю трансформацию своего героя. В начале фильма он предстает перед зрителем, как юноша, безоговорочно верящий в социалистические идеалы. Он горячо любит Родину, верит в светлое будущее и люто ненавидит бывших белогвардейцев, проживающих в Харбине. Настоящий юношеский максимализм, где существуют лишь две краски – белое и черное. Здесь, в Харбине Борис встречает свою любовь в лице Людмилы Ержановой – чувство, которое он пронесет через всю жизнь… Вследствие своего юношеского максимализма решение отца, остаться работать, когда остальные служащие КВЖД попадают в китайскую тюрьму, Борис встречает в штыки. Позже, после увольнения отца, он очень болезненно воспринимает гонения на их семью. И все же он верит, что по возвращении на Родину, все изменится к лучшему… Но на Родине семьи Харбинцев ждут лагеря. И вот уже перед нами совсем другой Борис Эйбоженко: у него затравленный взгляд, суетливые движения. Кажется, что он раздавлен системой. Однако, выйдя из лагеря, Борис находит силы начать новую жизнь… Для Данилы Козловского это первая роль с таким возрастным диапазоном. Он рассказывает: «С этим были связаны и основные сомнения и раздумья: мой герой проживает на экране отрезок жизни с двадцати до пятидесяти лет. Грим гримом, но глаза всегда выдают. Как побывать в шкуре 50-летнего человека, когда тебе 27? А ведь были сцены, когда мы снимали за один день и эпизоды и с молодым Эйбоженко, и уже зрелым. Согласился благодаря участию Ани Чиповской и условиям съемок». Людмила Ержанова (Анна Чиповская) – дочь начальника подвижного состава КВЖД Федора Васильевича Ержанова. Поначалу Людмила представляется ветреной девицей, которая кружит головы своим ухажерам. Так отзывается о ней и Георгий Деснин, белоэмигрант, безнадежно в нее влюбленный. В какой-то степени это действительно так. Актриса Анна Чиповская рассказывает о своей героине: «В начале истории Люда - избалованная девочка, которая привыкла быть любимой, хорошенькой, самой желанной. У нее довольно сильный и совсем не простой характер. Она играючи делает мужчинам очень больно, но зачастую сама этого не осознает». Однако дальнейшие события демонстрируют нам Людмилу уже с другой стороны – способную на большую любовь и на самопожертвование. «Она сложный человек, в ней нет одноплановости, - рассказывает Анна Чивовская. - Мы ведь все - кому-то лучшие друзья, а кому-то - неприятны. Мне нравится, что у Людмилы объемный характер, что она часто сомневается. Я хорошо знаю время, в котором происходит действие фильма. Еще на волне «Шпиона» читала историческую литературу. Больше всего меня задело в истории то, что наши герои были настоящими советскими людьми, которые верили в свою страну, были уверены, что работают на благо Родины, а вернувшись домой, они тут же оказались врагами народа. Тысячами их сажали в лагеря. Расстреливали. Это трагично». Володя Эйбоженко (Филипп Ершов) - младший брат Бориса. Он более других далек от политики. Владимир увлечен музыкой, которая для него всё. Однако быть вне политики в те годы – нереально, и ему предстоит разделить участь других «харбинцев». Для него, человека слабого, неприспособленного к жизни, останется лишь одна опора – его старший брат. Валентин Витальевич Крахмальников (Владимир Епифанцев) – в прошлом хирург, затем переквалифицировавшийся на работу в ОГПУ. Человек жесткий, можно сказать жестокий, действующий методами, которые были присущи чекистам того времени. Он не лучше и не хуже остальных, он – такой же. Когда надо решить личные вопросы, он применяет свою власть, ломая судьбы людей. Но и он сам станет жертвой чудовищной сталинской машины… Матрёна Ивановна (Дина Корзун) - мать Бориса и Володи, посвятившая свою жизнь мужу и детям. Типичная русская женщина: тихая и спокойная, верная жена и заботливая, любящая мать. Николай Петрович Эйбоженко (Игорь Иванов) - отец Бориса и Володи, железнодорожный диспетчер. Николай Петрович – настоящий труженик, влюбленный в свое дело. Когда других служащих КВЖД арестовывают китайские власти, он соглашается продолжать работу. Сам Николай Петрович не считает это предательством, ведь железная дорога должна функционировать, а без него все встанет. Однако советские власти считают по-другому. Впрочем, даже если бы он тогда поступил бы по-другому его судьба, вероятнее всего, сложилась бы на Родине также… Вот как описывает Николая Эйбоженко режиссер картины Леонид Зисов: «Была прекрасная семья, с профессионалом отцом, который любил своих детей, жену обожал. Работал, как черт, любил профессию больше жизни… и попал в жернова. Оказался перед выбором – бежать куда-то, менять гражданство или возвращаться в Россию. И его решение привело к тому, что семья была частично уничтожена, частично искалечена». Георгий Деснин (Никита Ефремов) – бывший дворянин, а ныне белоэмигрант. Типичный русский интеллигент того времени (да и не только того). Себя считает человеком чести. Однако, проигравшись и залезши в долги, он встает перед выбором: честь или деньги. И деньги перевешивают. Истеря, ломая себя, Георгий изменяет собственным принципам, а потом пытается найти этому оправдание… Агриппина Ивановна Коваль (Ирина Розанова) – тетя Бориса и Володи. Женщина хваткая, хабалистая, беспринципная и жадная. Федор Васильевич Ержанов (Игорь Скляр) - отец Людмилы, начальник подвижного состава КВЖД. Несмотря на то, что, казалось бы, его не в чем было упрекнуть (отказался работать на китайцев, сидел в тюрьме), он разделил участь всех «харбинцев». ИсторияПервая часть картины разворачивается на территории Китая, в Манчжурии. В конце XIX века Россия провела через территорию Манчжурии железнодорожную ветку, связавшую напрямую Читу и Владивосток. Был также построен и большой железнодорожный узел Харбин, который населили русские и китайцы (одним из основателей города был Николай Сергеевич Свиягин). После Октябрьской революции в Харбине сложилась уникальная ситуация. Там продолжали работать советские служащие, обеспечивающие функционирование КВЖД, а также проживали эмигранты из России, бывшие белогвардейцы, творческая интеллигенция, бежавшая от советской власти. «Русские привезли туда обалденную культуру, построили учебные заведения, - рассказывает режиссер Леонид Зисов. - Там был самый потрясающий лицей, с великолепными преподавателями, и образование молодым людям такое давали, как нигде в мире. Там проходили замечательные концерты, приезжали и Шаляпин, и Вертинский, и знаменитые поэты - там был очень благодарный зритель. В советской России к искусству относились плохо, а здесь была аудитория…» В 1934 году КВЖД была продана Советским Союзом Китаю за 140 млн иен. Часть служащих КВЖД вернулись на Родину, часть предпочли остаться за границей. Съемки фильмаСъемки харбинских событий происходили в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Леонид Зисов рассказывает, что поначалу хотели снимать картину в Харбине, однако город очень сильно изменился, стал современным, ничего общего не имеющим с началом ХХ века. А в Санкт-Петербурге нашлась необходимая натура – ведь Харбин строили русские инженеры. Он был похож на любой провинциальный российский городок. В процессе съемок улицы Харбина тщательно воссоздавали по уцелевшим старым фотографиям города. В кадр попали улочки и здания не только Питера, но и его окрестностей - Петергофа, Кронштадта, Пушкина, Зеленогорска, Мги, Шушар. Прошли съемки и на Финском заливе. Кафе «Париж» снимали в ресторанчике в центре Питера, а китайскую тюрьму Сун Бей — в воинской части в Кронштадте. Исполнительный продюсер картины Людмила Колпакова рассказывает: «Поскольку семья Эйбоженко связана с железной дорогой, ключевая задача была именно от паровозов отталкиваться, привязать съемки к депо. А отсюда уже стало все обрастать какой-то архитектурой и поисками тех улиц, которые могли бы быть похожи на харбинские. Например, в Шушарах находится музей паровозов, где оказалось в избытке старой железнодорожной техники, вагонов, необходимых, как воздух, для съемок сцен на КВЖД. А харбинским вокзалом стал вокзал в Петергофе». В депо, где происходили съемки, исполнитель главной роли Данила Козловский познакомился с машинистом, молодым мужчиной, влюбленным в свою профессию. Он и стал для актера тем, с кого и был отчасти создан образ Бориса Эйбоженко. Кстати, на съемках Даниле Козловскому довелось по-настоящему управлять паровозом 30-х годов. Данила Козловский рассказывает: «Водить паровоз я научился за пять минут. Оказалось, в этом нет ничего сложного, начинка даже у старых железнодорожных вагонов сейчас современная, все автоматизировано, безопасно. Мой наставник, машинист, показал, что нужно делать, я перекрестился на всякий случай и принялся за работу. Правда, после команды «Стоп!» я как заправский машинист хлопнул по башмаку — по трубе. У железнодорожников до сих пор такая примета: придя в пункт назначения, хлопнуть по башмаку. И вдруг оттуда полился кипяток прямо мне на ногу! Быстрая реакция меня спасла, ожог я получить не успел». Ретро-автомобили для съемок были представлены «Ленфильмом» и частными коллекционерами. Так некий Сергей предоставил съемочной группе собственноручно им восстановленный и поставленный на ход студебеккер «Диктатор» - эффектный автомобиль насыщенного синего цвета, с шикарным обшитым деревом салоном. В массовке снялись настоящие китайцы, в большинстве своем студенты из Щепкинского училища. Актера на роль японского офицера удалось найти лишь в Москве. Забавные моменты на съемкахНа съемках фильма «Все началось в Харбине» подобралась дружная, увлеченная общей идеей, команда. Это всегда способствует хорошей работе. Однако бывают и такие казусы… Исполнители главных ролей Анна Чиповская и Никита Ефремов – однокурсники по театральному вузу, давно знающие друг друга. Им пришлось вместе сниматься в сцене, где их герои отплясывают в кафе чарльстон. Анна Чиповская рассказывает: «Очень тяжело нам было сниматься вместе. То есть, с одной стороны, легко, потому что мы притерлись друг к другу давно, мы большие друзья, но с другой стороны, это же невозможно – мы ржали так, что не могли остановиться! Смешило все, мы все время шутили. У нас уже хлопушка, а нас все трясет, и надо как-то брать себя в руки. Невыносимо!». РезюмеТема жертв сталинизма много раз муссировалась в российском кино и уже изрядно набила оскомину. Однако эта картина все же заслуживает внимания зрителей. Во-первых, фильм охватывает очень интересный и почти не освещенный в кинематографе исторический период – события в Харбине в 20-е-30-е годы ХХ века. Во-вторых, снято очень качественно, тщательно воссоздана атмосфера того времени. И, наконец, радуют потрясающие актерские работы, как главных героев, так и исполнителей второго плана. Фильм очень точно передает весь трагизм того времени, когда от тюрьмы и расстрела не был застрахован абсолютно никто. В этом плане особо хочется отметить Игоря Скляра, сыгравшего мощно, пронзительно, что присуще только настоящему Мастеру. Вместе с тем, у картины есть и минусы. Между началом повествования и концом проходит почти 25 лет, т.е. Володе и Борису где-то 43-45 лет. Актерам Даниле Козловскому и Филиппу Ершову удалось блестяще показать внутренние изменения своих героев, но вот внешне… Если Борис Эйбоженко еще как-то тянет на свой возраст, то его младший брат ну никак не выглядит на эти годы. И это после пережитого-то! Явная недоработка гримеров. Есть неясности с началом и финалом фильма. Главный герой бредет по железной дороге... Как он оказался там? Что произошло? Фильм как-то резко обрывается, и зрителю остается только домысливать остальное. По большому счету весь сюжет строится вокруг образа Бориса Эйбоженко, другие персонажи даны наметками. Особенно это касается Валентина Крахмальникова. Вот был один человек, и вот уже другой. Как произошло его внутреннее перевоплощение, после того, как он скрылся и поменял фамилию? К сожалению, и это предстоит домыслить зрителю… Возможно, было бы неплохо расширить картину еще на несколько серий, чтобы более полно рассказать о других героях. Однако здесь тоже есть свои опасности – фильм, в этом случае, мог бы потерять в динамизме, а так картина смотрится на одном дыхании. Как бы то ни было, фильм «Все началось в Харбине» - великолепная работа, достойная памяти всех тех, кто пострадал в той исторической мясорубке. КиноляпыПо сюжету был только 1928 год. А только начиная с 1938 года появился ранг комиссара Госбезопасности, стали присваивать генералам ромбы. Как мог Епифанцев «носить одну шпалу»? Красноармейские клапаны на шинелях отменили еще в 1922 году. При просмотре сериала возникло впечатление, что русское население составляло всего-то человек 200, а ведь исходя из исторических данных, русских в Харбине было более 200 тысяч человек
Игорь BIN Моя оценка - 8 из 10 Данная рецензия выражает субъективное мнение автора, которое вполне может не совпадать с Вашим. Смотрите сами и делайте собственные выводы. Использованные материалы:
|
|
© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения. |
|