Режиссер: Григорий Кроманов
Сценаристы: Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий
Оператор: Юрий (Юри) Силларт. Композитор: Свен Грюнберг. Художник: Тыну Вырве
СССР. Производство: Таллинфильм. Дубляж: Ленфильм. 1979
Увлекательный, напряжённый
фантастический детективный триллер Григория Кроманова поставлен по мотивам одноимённого
романа братьев Стругацких. Действие фильма разворачивается в отеле, расположенном
высоко в горах. Обнаружено тело убитого постояльца, под подозрение попадают все
живущие в отеле. Вот только не все из них оказываются людьми – есть среди постояльцев
и пришельцы, и роботы…
Премьера: 27 августа 1979 (Таллин, Эстонская ССР), июнь 1980 (Москва, СССР)
Не законом единым жива человеческая совесть
В своё время фильм
режиссёра Григория Кроманова «Отель "У погибшего альпиниста"», поставленный
по одноимённому роману братьев Стругацких, стал определённым событием в мире советского
кинематографа. Выполненный на стыке нескольких жанров, он привлёк внимание многих
зрителей. Картина начиналась в духе классического детектива, где действие происходит
в замкнутом пространстве, и под подозрением находятся все. Главный герой инспектор
полиции Глебски приезжает по вызову в отель, расположенный высоко в горах. Преступление
он там не обнаруживает, зато встречает странную компанию постояльцев в лице странствующего
коммерсанта Мозеса, его спутницы-красавицы Ольги, туберкулёзника Хинкуса, весельчака-физика
Симона, белокурого парня Олафа, взбалмошной девушки Брюн. Глебски решает остаться
на ночь и оказывается втянут в удивительные и загадочные события. Сначала он получает
записку о готовящемся убийстве, а затем находит тело. А сам отель оказывается
отрезан от окружающего мира обрушившейся с гор снежной лавиной…
Далее напряжённость в картине неуклонно возрастает, появляются элементы триллера,
а ближе к финалу и фантастическая составляющая – когда среди постояльцев обнаруживаются
представители внеземной цивилизации. Всё это разворачивается на фоне удивительной
картины заснеженных горных пейзажей и холодной, завораживающей музыки композитора
Свена Грюнберга, подчёркивающей сюрреалистичность происходящего. Нельзя не отметить
и мастерство оператора Юри Силларта, который посредством светоцветовых вспышек,
полутонов, зеркальных отражений создал атмосферу оторванности от Земли.
В финале зрителей ждёт ещё одна тема – социально-философская, что, собственно
говоря, свойственно всем произведениям братьев Стругацких. Действия героя фильма
инспектора Глебски заставляют зрителей задаться вопросами: Можно ли судить пришельцев
из космоса по земным законам? Что превыше – Закон или Совесть? И где граница служебного
долга и человечности? Герой фильма пытается убедить себя в том, что он прав, но
в его словах чувствуется неуверенность. Действительно, ответы на эти вопросы не
так просты…
Все роли в картине исполнили прибалтийские актёры (в советском кинематографе
любили утверждать именно прибалтийских актёров на роли иностранцев), а дублировали
их лучшие мастера отечественного кинематографа Александр Демьяненко, Алексей Кожевников,
Олег Борисов и др. В итоге получился блестящий сплав, создавший выразительные
образы. Правда, характеры персонажей были изменены по сравнению с литературным
первоисточником, но это делалось намеренно. Исчезла и некоторая ирония, присущая
роману – фильм вышел более серьёзным и чуть более прямолинейным. Но основные идея
книги оказалась передана достаточно точно, что для экранизаций произведений Стругацких
является непростой задачей…