Актеры советского и российского кино


ЮМОР, ПРИКОЛЫ * ФОТО АЛЬБОМ * ГОЛОСОВАНИЕ-АКТЁРЫ + ГОЛОСОВАНИЕ-ФИЛЬМЫ
ЭРОТИЧЕСКИЕ ФОТО * ОБОИ * ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ ФИЛЬМОВ * ФИЛЬМЫ по ГОДАМ

Банионис Донатас Юозас_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото Донатаса Баниониса

Фильмография:

1947 Марите
1959 Адам хочет быть человеком
1963 Хроника одного дня
1965 Никто не хотел умирать
1966 Берегись автомобиля
1966 Маленький принц
1966 На глухом хуторе
1967 Операция "Трест"
1968 Мертвый сезон
1969 Красная палатка
1970 Король Лир
1971 Гойя, или тяжкий путь познания
1971 Красный дипломат. Страницы жизни Л.Красина
1972 Капитан Джек
1972 Командир счастливой "Щуки"
1972 Солярис
1973 Открытие (Рукопись академика Юрышева)
1975 Бегство мистера Мак-Кинли
1976 Жизнь и смерть Фердинанда Люса
1977 Вооружен и очень опасен. Время и герои Франсиса Брет Гарта
1977 Сумка инкассатора
1978 Бетховен - дни жизни
1978 Где ты был, Одиссей?
1978 Кентавры
1978 Особых примет нет
1978 Территория
1978 Цветение незасеянной ржи
1979 Приключения принца Флоризеля
1979 Зеленая куколка (новелла в к/а "Молодость", выпуск II).
1980 Андрюс
1980 Факт ("Группа крови "Ноль")
1982 Детский мир
1982 Извините, пожалуйста
1982 Медовый месяц в Америке
1982 Никколо Паганини
1985 Грядущему веку
1985 Змеелов
1986 Крик дельфина
1987 Загон
1987 На исходе ночи
1988 13-й апостол
1989 Вход в лабиринт ("Сети рэкета" - киновариант)
1990 Живая мишень
1991 Депрессия
1991 Пьющие кровь
1991 Семь дней после убийства
1991 Ятринмкая ведьма
1992 Без улик
1994 Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах
1996 Анна
1998 Проклятый уютный дом
1999 Двор
1999 Мужчины
2002 Ниро Вульф и Арчи Гудвин
2002 Только раз...
2005 Дети Ванюхина
2005 Персона нон грата
2005 Сага древних булгар. Сказание Ольги Святой
2007 Ленинград. Город живых
2011 Тадас Блинда. Начало

БАНИОНИС
Донатас Юозас

Родился 28.04.1924, Каунас, Литва.

Народный артист Литовской ССР (1973)
Народный артист СССР (1974)
Лауреат Государственной премии СССР (1967 - за участие в фильме "Никто не хотел умирать", 1977 - "Бегство мистера Мак-Кинли")
Кавалер Ордена Дружбы (1999)
Приз им. П.Луспекаева "Госпожа удача" "За мужество и выдающиеся заслуги в творчестве" - Открытый Фестиваль кино стран СНГ и стран Балтии ("Киношок-99", Анапа)
Медаль им. Ханжонкова в номинации "За выдающийся вклад в киноискусство" (1999)
Почетный гражданин города Паневежис (1999)

Детство

Родился 28 апреля 1924 года в городе Каунасе.
Отец - Банионис Юозас (1890 г.рожд.).
Мать - Блажайтите-Банионене Она (1900 г.рожд.).

Отец Донатаса по характеру страстный и импульсивный, был свидетелем и активным участником революционных событий 1905 и 1917 годов, был ранен, участвовал в Первой мировой войне, за политические убеждения не раз сидел в тюрьмах, затем эмигрировал в Бразилию. Мать, оставшись с двумя детьми - Донатасом и его старшей сестрой, терпела много лишений. С трудом удавалось хоть как-то одеть, обуть и накормить детей. После возвращения Юозаса Баниониса в Литву жить семье стало немного легче, хотя денег по-прежнему не всегда хватало.

Донатасу, как, впрочем, и многим детям, была свойственна удивительная способность среди нужды и лишений создавать своим воображением полный иллюзорного очарования мир - мир фантазий и грез. Его увлек театр. Многие часы напролет проводил он в сладких мечтаниях о грядущей актерской карьере, бредил о сцене, запахе кулис, о таинственной, волшебной жизни, которая царит за тяжелым бархатным занавесом...

Во многом этому состоянию способствовали и родители, люди с творческими началами, которые сами постоянно тянулись к искусству - отец и мать участвовали в рабочей самодеятельности, хорошо пели, да и познакомились они на одной из репетиций хора.

Хорошо понимая сына и не препятствуя его увлечению театром, отец все-таки убедил Донатаса, что сперва нужно овладеть какой-нибудь специальностью. Так Донатас оказался в ремесленном училище.

Уже будучи учащимся первой ремесленной школы Каунаса, будущий керамист, Донатас не оставил своего увлечения и поступил в драматический кружок, где с удовольствием играл в спектаклях, заучивая наизусть все роли, читал все статьи и книги о кино и театре, которые только мог достать. Вскоре возникло желание поступить в студию Каунасского театра драмы. Однако учеба там стоила немалых денег, которых у семьи было немного, и о профессиональной сцене пришлось на некоторое время забыть.

Театральная карьера

В 1940 году в Каунасе на основе любительского коллектива, существовавшего при Палате труда, был создан профессиональный театр, который возглавил Юозас Мильтинис - молодой режиссер, вернувшийся недавно из Европы. Вскоре 15 энтузиастов во главе с Мильтинисом уехали из Каунаса в Паневежис создавать новую модель театра - для народа и во имя народа, и примерно через полгода Донатаса Баниониса приняли в труппу. В 1944 году Донатас Банионис окончил студию при Паневежском театре, став профессиональным актером. С тех пор жизнь актера неразрывно связана с Паневежисом.

Начиная с 1950-х гг., становится ведущим актером театра. Играл в спектаклях: "Ревизор" Н. В. Гоголя (Иван Кузьмич, 1945), "Лжец" К. Гольдони (Октавий, 1952), "Как закалялась сталь" Н. Островского (Павел Корчагин, 1952), "Гедда Габлер" Г. Ибсена (Тесман, 1957), "Там, за дверью" В. Борхерта (Бекман, 1966), "Ревизор" Н. В. Гоголя (Городничий, 1977), "Кафедра" В. Врублевской (Брызгалов, 1980) - в целом около 100 ролей. Выдающимися актерскими работами признаны остродраматические роли Вилли Ломена в "Смерти коммивояжера" А. Миллера (1958) и Бекмана в "Там, за дверью" В.Борхерта (1967). Всего на сцене театра Донатас Банионис создал более 100 образов.

1 января 2001 года Донатас Банионис уволился из штата Паневежского драмтеатра. Причиной его увольнения стала осуществляемая в Литве пенсионная реформа, согласно которой лица, получающие государственные пенсии и продолжающие работать, должны определиться: либо уйти с работы, либо лишиться пенсии. По словам Баниониса, ему выгоднее сохранить пенсию, нежели остаться в штате и "жить на жалкую зарплату литовского актера" - около 600 литов (150 долларов) в месяц. Однако Донатас Банионис выразил надежду, что продолжит играть "на общественных началах", не получая зарплаты.

Работа в кино

В кино дебютировал у режиссера Витаутаса Жалакявичюса в фильме "Адам хочет быть человеком" (1959), затем снялся у него же в "Хронике одного дня" (1964). Появление актеров Паневежского театра на экране стало одним из самых заметных событий кинематографической жизни 1960-х годов. Роль председателя Вайтуса в фильме "Никто не хотел умирать" (1965, Государственная премия СССР, 1967) стала подлинным открытием. В этой роли актеру удалось передать трагедию литовского крестьянства, оказавшегося с приходом советской власти "между молотом и наковальней".

Банионис блестяще владеет техникой внутреннего перевоплощения. Созданные им образы отличает психологическая и бытовая достоверность, выразительность и пластическая заостренность внешнего рисунка роли.

Всенародную славу Банионису принесла роль разведчика Ладейникова в фильме Саввы Кулиша "Мертвый сезон" (1968). Как признавался сам актер, на пробах к фильму он не особо старался, поскольку считал, что роль не его. Действительно, до этой картины кинематограф преподносил нам разведчиков, как высоких, стройных красавцев. Фильм "Мертвый сезон" поломал эти стереотипы. Пред нами возник невысокий, немного грузный, усталый человек. Банионис рассказывал, что в этой роли он постарался сыграть не разведчика, а человека, попавшего в такие обстоятельства. Фильм вышел за рамки шпионского романа - это история об одиночестве порядочного человека и о жестокости мира. Банионис сумел передать будничность работы разведчика, в которой больше ожидания и размышления, чем собственно действия.

Роль Ладейникова потребовала филигранной актерской техники, равно как и образ молчаливого, интеллигентного Олбэни в "Короле Лире" (1970, режиссера Г. М. Козинцева). Совсем иначе - ярко, темпераментно, пластически остро - сыгран Банионисом Франсиско Гойя в фильме "Гойя" (1971, режиссера К. Вольфа, СССР-ГДР). Сложным было отношение актера к "Солярису" (1972, режиссера А. А. Тарковского), где он сыграл главную роль - Криса Кельвина в рамках, жестко очерченных деспотической и гениальной режиссурой.

В 1975 Банионис сыграл скромного, робеющего перед жизнью клерка Мак-Кинли в фильме режиссера М. А. Швейцера "Бегство мистера Мак-Кинли". (Государственная премия СССР, 1977). Действие фильма происходит в одной из западно-европейских стран. Мелкий служащий бюро патентов мистер Мак-Кинли узнает об изобретении неким ученым газообразного соуса "Кокальон", под действием которого все живое "засыпает" до времен полной безопасности. Мак-Кинли тоже начинает подумывать о собственном спасении. Ради денег, необходимых на оплату, герой готов пойти на убийство богатой старухи... Банионис сыграл в широком диапазоне, охватившем и фарс, и драму, и нежнейшую лирику.

Актер исполнил роль великого Бетховена ("Бетховен. Дни жизни" 1976, режиссера Х. Земана, ГДР), Президента в "Кентаврах" (1979, режиссера В. Жалакявичуса), чьим прообразом был Сальватор Альенде. За этими масштабными работами последовала череда относительных удач, после которых Банионис резко сменил амплуа, что потребовало привлечения иной актерской техники. В фанатичном садисте Тителе ("Факт" 1980, режиссера В. Жалакявичюса), сановном "госте из Вильнюса" ("Извините, пожалуйста", 1982, того же режиссера), воротиле подпольного бизнеса Митриче ("Змеелов", 1986, В. К. Дербенева) Банионис шел более от внешнего, гротескно-сатирического, а порою - зловещего рисунка роли.

Одной из последних ролей Донатаса Баниониса в кино стала роль Старика в литовско-французской картине "Двор" (1999), представленной во внеконкурсной программе Каннского фестиваля.

Всего Донатас Банионис сыграл более чем в 50 фильмах. Среди сыгранных актером ролей - и трагедийные образы, и комедийные, классические и современные, образы гротескные и глубоко психологические, живущие в разных эпохах, разных странах. Но стиль игры актера, его манера наиболее полно, пожалуй, выражается словами литовского режиссера Витаутаса Жалакявичуса: "Баниониса называли "интеллектуальным" актером... Банионис - и глубоко чувствующий, лепящий образ "вовнутрь". Он строит интерьер души. Строит лабиринты познания... Его перевоплощения не требуют от него каких-либо психологических переустройств. Его внешность - внутри. Его лицо - внутри. Оно соткано из эмоций".

В большинстве русскоязычных фильмов Донатаса Баниониса озвучивал Александр Демьяненко, так как от литовского акцента актер избавиться не смог. Говорят, он даже приплачивал киностудиям, чтобы его герои говорили голосом именно Демьяненко, а не кого-нибудь другого. Этот голос настолько прочно закрепился за обликом Баниониса, что зрители были уверены в его принадлежности литовскому артисту.

В 2002 году режиссер Евгений Татарский пригласил Донатаса Баниониса на роль Ниро Вульфа в сериале "Ниро Вульф и Арчи Гудвин". Арчи Гудвина, помощника великого сыщика, сыграл Сергей Жигунов.

Немало пришлось потрудиться гримерам и костюмерам, работающим на сериале. Особая примета Ниро Вульфа - огромный вес, около 150 килограммов. Разумеется, Донатасу Банионису до этого далеко. Он и по сей день находится в прекрасной форме, так что для появления "вульфовской" стати Банионису пришлось крепить специальный накладной живот из поролона. Кстати, вкушать деликатесы на съемочной площадке ему приходится нечасто. В большинстве сцен он обсуждает со своим поваром Фрицем, которого играет Сергей Мигицко, рецепты новых блюд. Гораздо больше известный актер страдает из-за другой пламенной страсти своего героя. Ниро Вульф не может раскрывать преступления без любимого пива "Миллер". Сам же Донатас пиво терпеть не может, предпочитая ему хороший коньяк. Но, повинуясь роли, вынужден пить на съемочной площадке ненавистный пенистый напиток. По пять бутылок в день в течение двух с половиной месяцев. Вот уж действительно - "искусство требует жертв!".

Руководитель театра

Несмотря на многочисленные работы в кино, особенно в 60 - 70-е годы, Донатас Банионис никогда не порывал с театром. В 1980 году после ухода на пенсию Мильтиниса возникла угроза самому существованию Паневежисского театра - некому было ставить спектакли, актеры не репетировали... В этих условиях Донатас Банионис был назначен главным режиссером, приняв на себя, помимо проблем творческого характера, и весь груз чисто хозяйственных проблем - репертуар, подготовка к гастролям, пополнение труппы. В эти же годы Донатас Банионис окончил Государственную консерваторию Литовской ССР (1982-1984).

Д.Ю. Банионис руководил театром вплоть до 1988 года. За это время были поставлены несколько новых спектаклей: "Амадей", "Три мешка сорной пшеницы", "Вечер". Позже на сцене театра были поставлены "Три сестры" А.П.Чехова, "Бидерман и поджигатели" М.Фриша, "Рыжая кобыла с колокольчиком" И.Друцэ, "Вино из одуванчиков" Р.Брэдбери и др.

Донатаса Баниониса можно смело назвать трудоголиком. Все свое свободное время он посвящает чтению, работе над текстами. Среди актеров выделяет Е.Лебедева, И.Смоктуновского, О.Борисова, А.Фрейндлих. Один из самых любимых фильмов - "Андрей Рублев" А.Тарковского.

Личная жизнь

Живет в городе Паневежисе. Супруга - Банионене Она (1924 г.рожд.).

Дети:
- Эгидиюс (1948 г.рожд.), историк, специалист по XV-XVI вв., посмертно награжден Государственной премией в области науки;
- Раймундас (1957 г.рожд.), окончил ВГИК, сыграл в фильмах "Пятерка отважных" (1970), "Пятнадцатая весна" (1971), "Моя маленькая жена" (1985), снял несколько фильмов ("Не помню лица твоего" - 1988, "Дети из отеля "Америка" - 1991, "Джаз" - 1992) в настоящее время имеет собственную кинокомпанию, снимает документальные фильмы, рекламу.

Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медиа-Сервис 2000);
Ольга Егошина, "Игра длиной в жизнь" (газета Алфавит №31, 2000);
Ольга Журавлева, "Донатас Банионис не любит фильмы, собак и грибы" (Аргументы и факты
№ 14 (1119) от 3.04.2002);
"Донатас Банионис обожает коньяк" (Экспресс газета от 17.05.2002);
Сайт Всероссийское генеалогическое древо http://www.vgd.ru

© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения.